Сибирские огни, 1974, №6
надца тый месяц, во время отпуска либо во время болезни, с а д я т с я за свои рукописи. Т а к или иначе, а с 1946 года я сд ел ал с я профессиональным пи с а т е лем . Увы, и с екр е т ар ем Кр а сноярско го отделения Союза писателей, «.увы» потому, что одни служебны е обязанности тут ж е сменились д р у гими, хотя и более бли зкими по своему профилю. Численно к р а с н о яр с к а я пи с ат ельская ор г ани зация бы л а не велика , но р а б о т ящ а я . И спр а вно выходил а л ьм а н а х «Енисей», в кр а е в ом и з да т ел ь с тв е еже годно печ а тало сь по нескольку хороших книг, н адол го при влек авших читательское внимание. Пое здки по краю. Н е д а р ом н а родная мудрость гласит: «Лучше один р а з увидеть, чем сто р а з у с лы шать». Пи с а т елю полезно и многое знать, но видеть ему необходимо во сто кра т больше. В аж н о почаще лицом к лицу в с треч а т ься с ч и т а т е л я ми, зн а т ь их мнение и о своих собственных трудах , и, главное, о всем могучем потоке современной литературы . «Пис а т ель пописывает, а чи т а т е л ь почитывает» — эта форм а в заимоотношений ник а к не в я з а л а с ь с нашим временем . Интересно и многообещающе на творческих с еми н а р а х з а я в л я л а о себе молодежь. Словом , различного ро д а о р г а н и з а ционных з а б о т х в а т ал о по горло, если д аж е не считать неи збежных , мучительных, долгих и бесполезных бесед с откровенными г р а ф о м а н а ми, которые в р а з густо всплыли на поверхность, едв а было со зд ан о о т деление Сою за писателей. Проездом , а точнее «пролетом» из Китая на одни сутки о с т ан о в и л ся в К р а сно яр с к е А. А. Фадеев. Он побродил по дорогим ему местам своей юности, здесь когда-то снимался фильм по его р ом а н у « Р а з гром», посетил суриковский музей, театр, полюбов ался могучим Е н и сеем и потом, за чашкой чая, спросил, к а к живется, к а к р а бо т а е т ся . П о нимая , что г енеральному секре тарю Союза писателей ССС Р смешными п ок ажу т с я наши провинциальные масштабы , я ответил уклончиво: ж и вется, мол, хорошо и р абот а е т ся тож е хорошо, только времени почему- то все не х в а т ае т . С к а з а л , и осекся. Обидел ведь! Если я ж а л ую с ь , что времени у меня не хва т ае т , то к а к ж е тогда у него, у генсека? Н о Ф а д е ев лишь л у к а в о усмехнулся: «А вы анекдот насчет г енерала, который об ед а е т на следующий день, принимаете за чистую монету? — спросил он.— Не хитрите. Зн аю . Обще с твенными и прочими делами , а не своими рукописями , с е к р е т а рям местных отделений приходится занимат ь ся , пож алуй , побольше, чем нашему б р а т у в Москве». Он был великодушен. Теперь, когда я ст ал одним из с е кр е т ар ей правлени я Сою за писателей СССР , я думаю иначе: на ме стах св о бо д ного, то есть творческого времени, выискивается все-таки зн ачит ельно больше, чем на р або т е «вверху». Но это так, м ежд у прочим, ибо н ев ер но проводить какие-либо резкие грани между «чисто творческой» и о б щественной деятельностью писателя. Они прочнейшим о б р а з ом в з а и м о св я заны и дополняют друг друга. Страницы , написанные в от ры в е от д е и с г в п т е л ь н о а и , к а к бы под стеклянным колпаком , куда не донося тся отголоски земного, рабочего шума, похожи на цветы, сор в анные с к о р ня и поставленные в воду. Они быстро завянут. Годы, когда ко всем моим об язанностям при б а в л я ли с ь еще и д еп у та тские обязаннос ти Красноярского городского, кр а ево го Советов Верховного Совета РСФС Р , Моссовета — были самыми в е сомыми и д л я моей творческой работы- Не кто иной, мне к аж е т с я , т а к глубоко и страс тно не входит во все стороны общественного и личного бытия че ловеческого, к а к депутат. К нему идут, с ним советуются, о б р ащ аю т с я с т акими просьбами, что становишься порой в тупик — каким ж е о б р а з ом помочь человеку? А просьба жи зненная, справ едлив ая. Но с толь ослож-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2