Сибирские огни, 1974, №6

грозившего серьезными опасностями. Все-таки тысячу триста километ­ ров на маленькой долбленой лодочке, вдвоем , местами по совершенно безлюдной тайге, через ш е с тнадца т ь крупных порогов и, главным об ­ разом, в н а д еж д е на ружь е и сети — не б ар ан чихал! Это напоминало мой давний поход к Косоголу, о чем мне, впрочем, и мечталось на пути из Владивостока. Но главное: не пищать, если бросился в какую-нибудь таежную авантюру . Все это я по зж е описал в своей веселой повести «По Чунским порогам», прибавив к истинным, не всегда безобидным приклю ­ чениям лишь самые малые крупицы вымысла, в той лишь доле, в какой кладут перец и л авро вый лист, чтобы уха была вкуснее. Рукопись про ­ л еж а л а у меня в столе больше десяти лет, пр ежде чем я решил ее опуб­ ликовать. Напоминаю : потому, что я писал эту повесть, к а к и все другое в те годы, только «для себя». Р а б о т а в стройконторе «Севполярлеса» была чрезвычайно интерес­ ной, больших масштабов. Мы строили ле со заводы в Енисейске, в Мак- лаково, в И гарке , для них нашим ж е трестом за г о то в л я л а с ь и с п л а в л я ­ лась в плотах лучшая в мире а н г ар с к а я сосна, а по осени через Карское море в И г арскую протоку входили иностранные океанские корабли и грузили в свои трюмы светлый, к а к янтарь, экспортный пиломатериал . Помощники у меня подобрались отличные, и я предпочитал поменьше сидеть за своим «главбуховским» столом, а побольше мотаться непо­ средственно по строящимся предприятиям . Т а к я, на кат ерах , на п а р о ­ ходах, на плотах, а зимой на собаках, изъ ездил по многу р а з весь б а с ­ сейн Ангары и Енисея от линии железной дороги и вплоть до острова Диксон, где летом круглосуточно светит не заходяще е солнце. В этих по­ ездках разного рода происшествий, за б а вны х и на грани трагического, всегда было хоть отбавляй . Но, может быть, именно предвкушение к а ж ­ дый ра з новых, необычных впечатлений с особой силой и подстре­ кало меня — ехать, ехать! Пож алуй , в чем-то эти годы были психологическим, эмоциональным повторением моих юношеских т а еж ных скитаний. Величавость, красота Енисея и Ангары в моем восприятии никак не уступали притягательной силе Саян. Высокие, зеленые горные хребты и быстрые, сильные, свет­ лые реки всю жи знь ос тались д ля меня венцом совершенства т в ор е ­ ний природы. Я готов ночь напролет просижива т ь у костра, пылающего в лесной глуши, или вслушива ться в серебряный перезвон прыгающего по камням хрустально чистого т а ежно го ручья. Сердце з ам и р а е т от вос­ торга и когда ты в збира ешься на неоглядную ширь Енисея за П о л я р ­ ным кругом, туда, где уж е нет отчетливой линии горизонта, где небо в дрожащем мареве к а к бы сливается с водой. Излишним было бы подчеркивать, что чуть не все мои поездки были, понятно, м ало комфорт абельны — и впроголодь, и в непогодь, да порой такую, что уж и не р а злич а ешь, живой ты человек или л ед ян а я сосуль­ ка — к чему подчеркивать это, если бы... По производственным сообр аж ени ям управление треста перевели из Енисейска в Красноярск, а меня на значили на должнос т ь главного бухгалтера уж е всего треста. И тут я получил приглашение зайти к р а й ­ военкому д л я личной беседы. Не сколько удивленный, я пришел к нему в назначенный час. Б е з обиняков военком р а с с к а з а л мне, что К р а с н а я Армия испытывает нехватку специалистов в командном составе и пред ­ ложил, если я и сам захочу этого, подать з а я в л ени е о зачислении в по­ стоянные кадры . И снова — Д ал ьний Восток. А мне в петлицы, с учетом теперешнего моего положения на государственной службе, сразу «шпалу». Колебался я недолго. Тайга, Енисей — в этом была вся д уш а моя. Но если я нужен Армии, если Армия меня зовет, при гл аш а е т ,— к а к от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2