Сибирские огни, 1974, №6
готовностью при знал меня своим «свящиком» еще и потому, что я круглой пулькой без промах а сбивал спичечную коробку с расстояния в сорок-пятьдесят шагов. Теперь, наверно, не попал бы и в шляпу- Среди охотников-промысловиков по тем временам было в боль шом ходу присловье: «Поехал богу молиться». Оно имело двойной от тенок. По отношению к неверующим это означало, что нигде, а в т а й ге, замученный, в отчаянии, человек вдруг вспоминал бога. По отно шению ж е к верующим о значало , что замученный, в отчаянии, человек начинал проклинать все, дотоле д ля него святое. Т яж ел т а ежный про мысел! Д а ж е и ныне, когда есть возможность охотнику об завестись хорошим снаряжени ем , одеться, к а к следует, запа с тись конц ен т р а т а ми. Не стану описывать мое и Кешино оснащение. С к аж у коротко: и посейчас мне удивительно, к а к тогда мы в о з в р ащ али с ь из тайги не только живыми, но и здоровыми. Впрочем, один р а з мы никак не до лжны были вернуться живыми. И поскольку это имеет прямое отношение к моему вхождению в ли т е ратуру, я сделаю некоторое отступление. Кеша исповедовал православную веру, исправно отмечал пре стольные праздники несколькими с т а к ан ами крепкого курунгуя — с а могона из перебродившего молока. Вместе с тем он был язычником . Слепо верил ш ам а н ам . И с ам немного пошаманивал . З а пазухой он всегда носил маленького д еревянного болванчика, могущественного владыку всех добрых и злых сил. Он не ра з по говаривал о том, что надо бы ему сходить помолить ся на священное озеро, которое находится в д алеких степях за С а я н а ми. Этого тр ебо в ал деревянный болванчик, унаследованный от н е з а памятных предков. Н а озере быв ал пр ад ед Кеши, он оставил своим сы новьям устное описание пути. Ни дед, ни отец Кеши не удосужились выполнить волю болванчика, и вот он, Кеша, чувствует теперь, что стал хуже видеть, х уж е с треля т ь и вообще словно бы кто отводит з в е ря от его глаз. Кто? Болванчик! «Дав ай , пойдем вместе,— у б еж д а л он меня.— Вдвоем веселее. П о молимся на озере, и тебе удачу бог принесет. Р а з в е плохо за тылком видеть зверя? А я молодой видел. Доро гу на озеро знаю, все по тропе «Чамихановой». «А к а к н а зыв а е т ся озеро?» «Ну, озеро — просто озеро». В словах Кеши было очень много заманчивого . По косвенным при знакам получалось, что тропа «Чамих ано в а» — это тропа «Чингисхано- ва», а заветное озеро — Косогол. И географию, и историю я знал д о статочно хорошо, чтобы в этом не ошибиться. Ну, к а к было о т к а за т ь с я ° ‘ возможности пройти к неведомому озеру не менее таинственной тропой! П р а вд а , немного ц а р а п а л и душу сомнения относительно д о стоверности похода Чин гисхана через Саяны , и именно здесь, в наших краях. Курс истории по «Гимназии на дому» не под т в ерж д ал такой версии. Но черт их знает, этих великих ханов, завоевателей , какими путями водили они по белу свету полчища, сметающие все огнем и ме чом Ведь надо же было все-таки из Монголии Чингисхану добра т ься До Хорезма и Каспия! А Кеша р а с с к а зы в а л потрясающе красивую ле- [енду о богатыре Ч ало т е и убитых Чало том еще двух богатырях. В этой легенде было кое-что и о тропе Чингисхановой, а Ч а л о т и б о га ты ри, пожалуйста, вот они, каменные махины, утесы, стоят на берегу Уды и посейчас д ля всеобщего обозрения. Словом , сомнения побоку, надо собираться в дорогу. Дома я не стал объяснять, куда мы пойдем. С к а з ал : просто так, тайгу посмотреть, поискать зар а н е е для осеннего промысла на белку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2