Сибирские огни, 1974, №6

Но, как это и полагается в приличной оперетте, первое объяснение влюбленных носит драматический характер: есть обстоя­ тельство, мешающее им соединиться. «Она опомнилась и отстранилась тихонь­ ко. — Извините,— сказал он глухо. — Не нужно извинений... Но пусть будут только такие случайные встречи. Другого не надо. — Но почему? — вырвалось у него. — Вы знаете, почему,— сказала она внеш­ не ровным и лишь затаенно грустным голо­ сом,—Не все ли равно, жена вам или не жена женщина, с которой вы живете? Вы с ней вместе много лет. Вы не сможете оставить ее. Иначе это были бы не вы...» Не буду больше докучать читателю цити­ рованием. Скажу только, что в повести есть и второй дуэт, то бишь сценка, где влюб­ ленные, устранив предварительно все поме­ хи и препятствия, соединяют свои сердца. Еще стремительнее идет выяснение отно­ шений в среде, где действуют злодеи. Всего одна маленькая сценка. Лео и его дружок, некий поношенный, лысый тип, сидят и пьют одесский коньяк. Под этот коньяк идет «втягивание» в темную махинацию Ди­ мы, который случайно зашел к Вержблов- скому. В стороне стоит подруга Лео Нина, «полускрытая бисерными струями занавес­ ки». Улыбаясь «заученно и нежно — всем и никому», она наблюдает за гнусными действиями Лео и его дружка. И вдруг: «Дима резко повернулся к Вержбловскому и как можно тверже спросил: — Что я должен делать? — Ничего ты не будешь делать! Ничего! Хватит и других дураков! — вдруг выкрик­ нула Нина. Она вынырнула из-за занавески так стре­ мительно, что бисерные струи взвились и хлестнули по стене. — Что ты знаешь о них?! Думаешь, ес­ ли у них,— она кивнула на Вержбловско- го,— всегда деньги, так это деньги чистые?! Да ты даже не понимаешь, к кому попал, дурак несчастный! Это волки, золотишни- ки, спекулянты! Они-то выкрутятся, таков­ ские, а ты срок получишь, ясно? Да они... — Молчи, сволочь! Дешевка! Ну!» Что следует далее, догадаться не трудно. Лео бьет Нину. Дима коньячной бутылкой наносит удар Лео, и, не дав «волкам-золо- тишнпкам» опомниться, оба благополучно убегают. А вскоре мы уже видим их встав­ шими на путь истинный. Дима «вкалывает» в бригаде знатного каменщика Степана Дмитриевича Самохвалова, а Нина трудит­ ся на скромной должности билетерши в Д о­ ме культуры. Все, как видим, разрешается просто и в самые сжатые сроки. Впрочем, прямолинейность и предельная «обнаженность» далеко не единственные средства раскрытия характеров и взаимоот­ ношений героев в повести О. Гуссаковской. Автор прекрасно знает, что о человеке су­ дят не только по его поступкам, но и по той среде, в которой он обитает, поэтому каждого своего персонажа она стремится показать в наиболее подходящей для него обстановке. Скажем, есть в повести такой герой Аркадий Викторович Синяев, мелкий карьерист и пакостник, и автор приписы­ вает к нему и соответствующую «среду». Синяева мы видим то в ресторане, то в за­ бегаловке с романтическим названием «Хри­ зантема», а то просто промышляющим воз­ ле винного отдела в гастрономе... Вполне гармонирует с непрезентабельным мораль­ ным обликом Лео и его обиталище — на­ стоящий притон в старом «двухэтажном деревянном доме...» А пустая, ограничен­ ная Наташа, та самая женщина, с которой «по ошибке» некоторое время сожительст­ вует Александр Ильич, конечно же, вся окружена дорогими вещами, подчеркиваю­ щими ее духовную нищету. В ее комнате «мерцал в полумраке хрусталь в серванте, на ковре юноша с неразличимым лицом протягивал руку венецианке, ледяной глы­ бой высился в углу холодильник. И каждая вещь упрекала безмолвно: «Посмотри на нас, мы же куплены для семейного гнезда». Но неужели, спросит читатель, все содер­ жание повести О. Гуссаковской сводится к выяснению интимных отношений между ге­ роями и к описанию подробностей их быта? Ведь, как сказано в послесловии к ней, повесть эта «о городе Синегорске, вырос­ шем на суровой северной земле, о его лю­ дях, обживающих трудный и неподатливый край», а главные герои ее — архитекторы и строители, которые борются «с равнодуши­ ем и косностью людей, живущих только лишь нуждами и заботами сегодняшнего дня». Правильно, и это все есть в повести О. Гуссаковской. Целые главы ее воспроиз­ водят многочисленные споры на тему: «Ка­ ким быть Синегорску?» Добрые четыре де­ сятка страниц посвящены истории борьбы Александра Ильича Ремезова за претворе­ ние в камень и бетон своего замечательно­ го проекта. Однако и в спорах этих, и в истории с проектом — у вы !— все та же прямолинейность, та же «оперативность» при разрешении конфликтных ситуаций, что и в изображении частной жизни геро­ ев. В самом деле, едва успевают, напри­ мер, враги Ремезова сунуться со своим «ан­ типроектом», как тут же ему на помощь приходят комсомольцы-строители, как тут же свое веское слово в пользу его проекта говорят «товарищи сверху». К тому же, противники Александра Ильича — алкого­ лик Синяев, тупица Лунин и интриган Голь­ цев — представляют собой такое несерьез­ ное общество, что, право, не веришь в на­ личие у них каких-либо шансов на победу над Ремезовым. Весьма невыразительно написаны и гла­ вы, освещающие производственную деятель­ ность Вали. «Новая бригада постепенно складыва^- лась, превращалась в единый слаженный коллектив. Но не всегда процесс этот шел гладко... Уже около месяца... комсомольско-моло­ дежная бригада занималась «косметикой» —■ красила наружные стены домов. Из-за ог­ ромного объема работ частенько приходи­ лось оставаться на сверхурочные часы. Но против этого никто не возражал...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2