Сибирские огни, 1974, №6
волнующие. В них нечто от нелегкой судь бы самой Екатерины Дубро, от красоты ее сердца и огромности мира. Главные героини сборника— молодые женщины. Характеры и судьбы их рельеф но вырисовываются в небольших рассказах. Не каждый рассказ одинаково удался авто ру, но до конца честная, добросовестная по пытка видна в любом из них. Они живы и своеобразны. Юные женщины Е. Дубро страдают, вол нуются, творят доброе не потому, что так хочет автор, а потому, что такими роди лись на свет и воспитались в жизни. Пото му, что ни одна из них не воспринимает бытие бездумно, как бесплатный подарок судьбы. К аждая стремятся освоить и пере работать в сердце это большое богатство, чтобы в любое мгновение уметь отдать из него другим что-то необходимое. Таковы Ася и Славка. Они из разных рассказов, и будто сестры похожи, но у каждой — свое. А вот у Ирины из рассказа «Уж такая по года» еще много чуждого ей самой, взято го на прокат, для самозащиты. Для того, чтобы отгородить себя от былого горя и не угодить в другое, Ирина замкнута и нервоз на. Она не терпит мужчин только потому, что один когда-то горько обидел ее... Но ав тор тонко, без видимых усилий уводит об раз Ирины от стандартного образа ожесто чившейся неудачницы. Ненавязчиво и убе дительно раскрывается истинная натура Ирины в ее доброте к мальчикам из шаш лычной, в дружбе с Катей, в самом вос приятии ею моря, солнца, мира. Е. Дубро сумела передать естественное очарование любого поступка этой своенравной девуш ки, вызвать сопереживание, симпатию чита теля. Читателя не тяготит то, что все героини рассказов Е. Дубро еще не достигли лич ного счастья. Верится, что достойные его обретут. Или даж е вечное несчастье сумеют обратить в радости жизни и в добрые де ла. Видимо, такова основная нота настроя творчества Е. Дубро. Одна из ее героинь в опоре с литерато ром (рассказ «Белый листок») высказы вает свое, глубоко продуманное мнение: «Разве обязательно в творчестве чье-то вли яние? И вообще, обязательны в литерату ре какие-то школы? По-моему, одна только школа и е ст ь— душа. У каждого своя. И что в ней есть, то само и скажется». Из приведенной цитаты я не согласна с автором лишь в одном— «само скажется». Нет, не само, а только после значитель ных усилий, долгих трудов, учебы, искоре нения недостатков скажется все, как надо. А недостатки у Е. Дубро тоже есть. Они — в излишней увлеченности книжной муд ростью, цитатами, изречениями. Они — в некоторой бедности языка, поверхностности словарного запаса, нехватке языкового вку са. Преодолеть их •— дело опыта. Задатки к совершенствованию Екатерина Дубро имеет хорошие. Н. ВИШМЯКЭВА Ольга Гуссаковская. Перевал Подумай. По весть. Магадан, кн. изд., 1972. Есть в этой повести что-то от опереточ ного спектакля, где, как известно, каждый герой действует строго в рамках своего амплуа, где все персонажи подразделяются на «голубых» героев и героинь, простаков, злодеев и т. д. Этим законам популярного жанра Ольга Гуссаковская следует с доб росовестностью либреттиста. В ее «Перева ле Подумай» есть и «голубая» влюбленная пара в лице архитектора-новатора Алек сандра Ильича Ремезова и передового ма ляра Вали, есть и традиционный злодей Леопольд Казимирович Вержбловский, или попросту Лео, человек без определенных за нятий, но с определенными склонностями к махинациям и аферам; есть здесь и свой простак, точнее— простушка Туся, жена ар хитектора Синяева; есть и «заблудшие ду ши», жертвы злодея Лео,— Дима и Нина, по неопытности вовлеченные в его грязные дела... Причем, удивительное дело, и линии поведения героев в точности соответствуют тому традиционному «этикету», согласно которому выясняют свои отношения персо нажи в оперетте. Вот встретились по пути на Колыму в самолете Александр Ильич и Валя, поговорили на разные приличные темы, и сразу же загорелось в них нечто волнительное и тревожащее сердца, что в оперетте обычно выливается в сладкозвуч ную, полную томительных предчувствий арию. Правда, героям нашим пока не до арий. Прибыв в Синеторск (так романти чески называется город, где происходит действие повести), они сразу же погру жаются с головой в свои общественно-про изводственные заботы. Александр Ильич упорно пробивает свой проект застройки приморской части города, «дуэлируя» с раз ными чиновниками от архитектуры, а Валя, засучив рукава, принимается за создание комсомольско-молодежной бригады... Одна ко, занятые овоими делами, герои отнюдь не забывают друг о друге, думают, пере живают. И вот, наконец, происходит встре ча. Александр Ильич и Валя, не в силах больше сдерживать биения своих растрево женных сердец, поверяют друг другу свои чувства и делают это с той пронзительной откровенностью, с какой обычно влюблен ные поют в опереттах свои дуэты. «Не сговариваясь, оба шагнули в белую ласковую мглу, и она мгновенно поглоти ла их. — Мне кажется, наши встречи не так уж случайны,— заговорил он.— Должен вам признаться, что часто думаю о вас. Смеш но, наверное, это в моем возрасте? Валя остановилась, посмотрела ему в ли цо открыто: — Нет, я ничего смешного не вижу в этом, я и сама... Даже в темноте она почувствовала его потеплевший взгляд и смутилась. Но не отошла. Так и стояла, почти касаясь щекой его плеча. Они оба замерли, словно подо шли к краю обрыва, где опасен каждый следующий шаг».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2