Сибирские огни, 1974, №6

волнующие. В них нечто от нелегкой судь­ бы самой Екатерины Дубро, от красоты ее сердца и огромности мира. Главные героини сборника— молодые женщины. Характеры и судьбы их рельеф­ но вырисовываются в небольших рассказах. Не каждый рассказ одинаково удался авто­ ру, но до конца честная, добросовестная по­ пытка видна в любом из них. Они живы и своеобразны. Юные женщины Е. Дубро страдают, вол­ нуются, творят доброе не потому, что так хочет автор, а потому, что такими роди­ лись на свет и воспитались в жизни. Пото­ му, что ни одна из них не воспринимает бытие бездумно, как бесплатный подарок судьбы. К аждая стремятся освоить и пере­ работать в сердце это большое богатство, чтобы в любое мгновение уметь отдать из него другим что-то необходимое. Таковы Ася и Славка. Они из разных рассказов, и будто сестры похожи, но у каждой — свое. А вот у Ирины из рассказа «Уж такая по­ года» еще много чуждого ей самой, взято­ го на прокат, для самозащиты. Для того, чтобы отгородить себя от былого горя и не угодить в другое, Ирина замкнута и нервоз­ на. Она не терпит мужчин только потому, что один когда-то горько обидел ее... Но ав­ тор тонко, без видимых усилий уводит об­ раз Ирины от стандартного образа ожесто­ чившейся неудачницы. Ненавязчиво и убе­ дительно раскрывается истинная натура Ирины в ее доброте к мальчикам из шаш­ лычной, в дружбе с Катей, в самом вос­ приятии ею моря, солнца, мира. Е. Дубро сумела передать естественное очарование любого поступка этой своенравной девуш­ ки, вызвать сопереживание, симпатию чита­ теля. Читателя не тяготит то, что все героини рассказов Е. Дубро еще не достигли лич­ ного счастья. Верится, что достойные его обретут. Или даж е вечное несчастье сумеют обратить в радости жизни и в добрые де­ ла. Видимо, такова основная нота настроя творчества Е. Дубро. Одна из ее героинь в опоре с литерато­ ром (рассказ «Белый листок») высказы­ вает свое, глубоко продуманное мнение: «Разве обязательно в творчестве чье-то вли­ яние? И вообще, обязательны в литерату­ ре какие-то школы? По-моему, одна только школа и е ст ь— душа. У каждого своя. И что в ней есть, то само и скажется». Из приведенной цитаты я не согласна с автором лишь в одном— «само скажется». Нет, не само, а только после значитель­ ных усилий, долгих трудов, учебы, искоре­ нения недостатков скажется все, как надо. А недостатки у Е. Дубро тоже есть. Они — в излишней увлеченности книжной муд­ ростью, цитатами, изречениями. Они — в некоторой бедности языка, поверхностности словарного запаса, нехватке языкового вку­ са. Преодолеть их •— дело опыта. Задатки к совершенствованию Екатерина Дубро имеет хорошие. Н. ВИШМЯКЭВА Ольга Гуссаковская. Перевал Подумай. По­ весть. Магадан, кн. изд., 1972. Есть в этой повести что-то от опереточ­ ного спектакля, где, как известно, каждый герой действует строго в рамках своего амплуа, где все персонажи подразделяются на «голубых» героев и героинь, простаков, злодеев и т. д. Этим законам популярного жанра Ольга Гуссаковская следует с доб­ росовестностью либреттиста. В ее «Перева­ ле Подумай» есть и «голубая» влюбленная пара в лице архитектора-новатора Алек­ сандра Ильича Ремезова и передового ма­ ляра Вали, есть и традиционный злодей Леопольд Казимирович Вержбловский, или попросту Лео, человек без определенных за­ нятий, но с определенными склонностями к махинациям и аферам; есть здесь и свой простак, точнее— простушка Туся, жена ар­ хитектора Синяева; есть и «заблудшие ду­ ши», жертвы злодея Лео,— Дима и Нина, по неопытности вовлеченные в его грязные дела... Причем, удивительное дело, и линии поведения героев в точности соответствуют тому традиционному «этикету», согласно которому выясняют свои отношения персо нажи в оперетте. Вот встретились по пути на Колыму в самолете Александр Ильич и Валя, поговорили на разные приличные темы, и сразу же загорелось в них нечто волнительное и тревожащее сердца, что в оперетте обычно выливается в сладкозвуч­ ную, полную томительных предчувствий арию. Правда, героям нашим пока не до арий. Прибыв в Синеторск (так романти­ чески называется город, где происходит действие повести), они сразу же погру­ жаются с головой в свои общественно-про­ изводственные заботы. Александр Ильич упорно пробивает свой проект застройки приморской части города, «дуэлируя» с раз­ ными чиновниками от архитектуры, а Валя, засучив рукава, принимается за создание комсомольско-молодежной бригады... Одна­ ко, занятые овоими делами, герои отнюдь не забывают друг о друге, думают, пере­ живают. И вот, наконец, происходит встре­ ча. Александр Ильич и Валя, не в силах больше сдерживать биения своих растрево­ женных сердец, поверяют друг другу свои чувства и делают это с той пронзительной откровенностью, с какой обычно влюблен­ ные поют в опереттах свои дуэты. «Не сговариваясь, оба шагнули в белую ласковую мглу, и она мгновенно поглоти­ ла их. — Мне кажется, наши встречи не так уж случайны,— заговорил он.— Должен вам признаться, что часто думаю о вас. Смеш­ но, наверное, это в моем возрасте? Валя остановилась, посмотрела ему в ли­ цо открыто: — Нет, я ничего смешного не вижу в этом, я и сама... Даже в темноте она почувствовала его потеплевший взгляд и смутилась. Но не отошла. Так и стояла, почти касаясь щекой его плеча. Они оба замерли, словно подо­ шли к краю обрыва, где опасен каждый следующий шаг».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2