Сибирские огни, 1974, №6
Злое и горькое, улыбчатое и восторжен ное — я все это неразрывно, ярко, узорча то: «мужицкая речь — не пастушья сви рель». И каждый сказ имеет свои сло весные краски, и всем сказам одновремен но присущ скуратовский поэтический коло рит. И. КУЗНЕЦОВ В. Сапожников. Дорога на Коён. «Наш сов ременник», 1973, № 12. Владимир Сапожников выступил в новом для себя жанре — лирической медитации, свободного раздумья, эссе. Лирическое на чало вообще характерно для этого писате ля; в «Дороге на Коён» оно господствует открыто, определяя композицию вещи, дви жение мысли, сложную перекличку обра зов-ассоциаций. Внешне «Дорога на Коён» — описание путешествия «а небольшую реку в сорока километрах от новосибирского Академго родка. Но это вполне реальное путешест вие в то же время символично; рассказ о нем превращается в своего рода исповедь, в попытку определить художническое кредо среди сложных противоречий современного мира. Что такое Коён? «Потаенная речка, рож дающаяся где-то в отрогах Салаирского кряжа», «упрятавшаяся в тальниках, бере зовых рощах и осинниках». Уголок родной природы, еще сравнительно мало «задетый» вездесущим городом, «небензинный», «небе тонный», «негравийный», «нетуристский» и т. д. Сюда герой ездит уже пятнадцать лет, чтоб «впитывать» в себя «чистые, неж ные, полные призыва» птичьи голоса, не повторимый вкус бесхитростных даров ле са и реки, в которых «услышишь запах, теп ло и доброту самой земли». Но Коён для героя — не просто место от дыха, радость общения с природой. О нем думается «как о существе живом, способ ном понимать и чувствовать, умеющем ви деть и слышать». Коён — «друг, утешитель, целитель души», более того — «загадка, сла достная тайна». С ним связана лучшая, подлинная, так сказать, «идеальная» часть жизни героя, противопоставленная буднич ной суете, прозаической каждодневности, мелким насущным интересам. Тоскуя в го родской жизни, маясь в тисках работы, он непрерывно тянется к любимой реке, пере живая ее жизнь в воображении, спраши вая себя: а как на Коене? а что на Коёне? Лирическое противопоставление «город ской тоски» и коёнской радости в произве дении В. Сапожиикова многозначительно; подлинным лейтмотивом вещи является по единок природного, естественного с миром городской техники, стремительно наступаю щим на природу. Угроза природе и связанной с нею в пи сательском воображении национальной крестьянской старине глубоко тревожит пи сателя; с нею он связывает угрозу духов ному, нра(встве«наму миру современного че ловека. Коён — категория нравственная; связь с ним — добро, разрыв — зло. Ему противостоит испытываемая героем, жите лем большого города, «тоска одиночества^, душевная неприкаянность». «Такой бурный век,— размышляет он,— такая мощь машин ная, мощь мысли ученой приведена в дей ствие — и вдруг... сомнения, боль одино чества». Они возникают, вероятно, оттого, что слишком «скоро живем», слишком «не оглядно спешим» «в погоне за сиюминутны ми миражами». Ускорение темпа жизни мельчит людские цели, подменяет главное второстепенным, порой пробуждает в людях суетное, корыстное начало, как, например, в преуспевающем литераторе, бывшем дру ге рассказчика, который при встрече «дал понять, что в настоящее время я не гожусь для дружбы с ним: не тот у меня масштаб. Кто в литературе я? Ну, скажем, сержант, а он полковник. Какая же, господи прости, может быть дружба между полковником и сержантом?» «Хороший человек похож на хорошее де рево»,— пишет рассказчик; и люди в по вести четко разделяются с помощью «коёи- ского» критерия. С одной стороны, это лю ди, которые сродни природе по щедрости душевней, бескорыстию, доброте и поэзии, живущей в их душах: Николай Петрович Осинин, человек трудной судьбы, прошед ший через гитлеровский концлагерь; он до конца своей жизни «был полон готовности не просить, а отдать, обогреть встречного, бескорыстно одарить»; он всегда жил «инс тинктом добра» и даже о палачах своих говорил «спокойно, мужественно, справед ливо». Костя Черных, художник, автор кар тин на древнерусскую тему, похожих «на сказку-фантазию»; через всю свою жиз ш он пронес странную любовь к далекой, от вергающей его женщине, жил, страдал и радовался в этой трудной любви к недо ступной Прекрасной Даме и рано умер — тоже, вероятно, из-за нее... С другой стороны, «моторные живые мертвецы», «люди-желудки», «люди-насед ки», «люди-паразиты» — маститый писатель, забывающий старых друзей, самозванный друг Кости, «фарисей, лицемер и лжец», ру гавший его при жизни и восхваляющий пос ле смерти,.. И более крупным планом — «бедная Таня», так рано из романтической девочки, мечтающей о морских просторах, превратившаяся в хищное, расчетливое су щество, в «челеоека-пустыню», готового сжечь, испепелить все, что стоит на пути к ее цели — завоеванию столицы. Они по теряли, утратили «великий дар человече ского сердца — любить бескорыстно и чи сто». Они умерли душевно; «душа мертва без любви. Она умирает без поклонения прекрасному. Без любви к природе, к де тям, лесному цветку, дождю. К величию добра. К женщине». И необходимый фер мент жизни душевной — вера в сказку, фан тазию, вечная погоня за чудом... Родная природа питает в человеке жизнь духовную, награждая его «светлой мыслью, что жизнь прекрасна, что в мире все осмыс ленно и беды человечества — лишь тени, которые исчезнут, как только выглянет солнце». Лирическое раздумье В. Сапожни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2