Сибирские огни, 1974, №6

ко-апической песней и во многом идет от стиля Аграфены Оленичевой. Распев этот отличается ладо-тональной переливчатостью, образным и точным выпеванием слова — так, что и песенность, и декламационность взаимно дополняют и обогащают друг дру­ га, Весьма характерна и другая особен­ ность сибирских величальных песен, пре­ творенная здесь,— непрерывность распева, «цепляемость» мелодических фраз. Компо­ зитор вводит слушателя в атмосферу празд­ ничного настроя — для этого широко ис­ пользованы полнозвучные возможности ор­ кестра и хора, варьирование подголосочно- полифонической ткани. Все это приводит к яркой хоровой и оркестровой кульминации. Вторая часть — «Распахнулась даль ве­ сенняя» — вносит контраст своей звончатой легкостью. Музыка этой части сродни со­ временным песням о нашем новом селе, с их удалью, размахом. На первом плане — перекличка солиста и хора, которая носит характер дружеского соревнования (прав­ да, несколько однообразными, однотипны­ ми представляются хоровые подхваты). Лирическими центрами кантаты являются третья и четвертая части — «Земля моих отцов» и «Милая». ...Спокойно, даже несколько сурово всту­ пает гобой, ему вторит раздумчивый, заду­ шевный отклик баритона. Здесь создана теплая, душевная песня о родном и вели­ ком сибирском крае. Во втором проведении («куплете») очень мягко, бережно вступает хор без слов, со .множеством подголосков, кружевами раскрашивающих сольный рас­ пев. Хорошо подготовлена и выделена вер­ шина распева, как естественный результат нахлынувших чувств. Особенно важную роль играет в этом оркестр, где происхо­ дит «накопление» энергии распева — все это приводит к большой оркестровой куль­ минации. В четвертой части на первый план высту­ пает поэтический образ женщины-сибиряч­ ки. Спокойно, неспешно, как и в предыду­ щей части, вступает гобой, и его чистый, звонкий голос зачинает большую песню ор­ кестра и хора. Певец-солист (тенор) всту­ пает не сразу, а подключается к хору, как наиболее красочный верхний подголосок. Простая, нарочито скромная в сравнении с предыдущей, мелодия, где каждый новый куплет почти без изменений повторяет пре­ дыдущий, отвечает задаче создания чисто­ го, целомудренного образа. Пятая часть — «Частушки». Здесь рядом и лирика, и шутка, дружеское соревнова­ ние— «то кого перепоет? — парня и девуш- ки. Удачно передан характер сибирской час­ тушки с ее тонким юмором, острыми и вне­ запными поворотами мелодии, характерны­ ми ритмическими «перебоями», контрастами темпа, л,адовым колорированием. Заключает и обобщает кантату торжественная вели­ чальная песня «Славься, Родина!» — апо­ феоз произведения, утверждение главной мысли: велик и славен наш народ, свер­ шающий такие трудовые подвиги! Удачным оказался опыт сочетания «ака­ демических» голосов и народного хора, значительной представляется партия чтеца. Нельзя не отметить большую и плодотвор­ ную работу, проделанную вместе с автора­ ми оркестром народных инструментов Но­ восибирского радио и телевидения, его ху­ дожественным руководителем и дирижером И. М. Гуляевым. ...Мы перечислили лишь часть произведе­ ний композитора. Поистине, за ним трудно «угнаться» — вот уже новая сюита лежит на пюпитре рояля, готовятся новые кантаты, песни. Совсем .недавно, нагаример, он создал маленький .вокальный сборник «Песни мо­ их внуков» на стихи Евгения Острикова, предназначенные для детских садов. ...Заканчивая эту статью, мы пришли к композитору, когда он находился на репе­ тиции. Хор готовился к гастролям во Франции. Когда многочасовая суета репе­ тиций закончилась, мы остались одни в небольшом кабинете композитора. «Вот вы пишете о моей органной сюите, опере, кантате и т. д. А ведь я,— задумал­ ся на какое-то время Андрей Порфирье- вич,— ведь я все-таки больше тяготею к простым народно-бытовым жанрам: песне, танцу. В конце концов ведь и сюита в тра­ диционном понимании этого с л о ва— един­ ство разнохарактерных песен, танцев, кар­ тинок. Но не в этом дело, мне кажется, что многие наши хорошие композиторы, в том числе и сибиряки, все-таки мало вни­ мания уделяют бытовым жанрам. Конечно, симфония, оратория — все это прекрасно, наш народ достоян высокой, самой разно­ образной музыки. Но вот вспоминаются слова Эдварда Грига, который говорил при­ мерно так: «Большие композиторы прошло­ го своей музыкой строили, главным обра­ зом, величественные дворцы, поражающие великолепием п красотой, монументаль­ ностью и размахом. Я же хотел своей му­ зыкой строить для людей простые и уют­ ные жилища, чтобы они всегда чувствовали себя там, как дома». Так вот, мне кажет­ ся,— продолжал Андрей Порфирьевич,— что потребности людей в музыке, условно говоря, «бытовой», удовлетворяются наши­ ми композиторами мало. И вот обратите внимание,— народная песня, народная му­ зыка сейчас, в условиях нашего, как гово­ рят, «атомного», «ракетного», «кибернетиче­ ского» века, пользуется все большей попу­ лярностью, любовью самых разнообразных слоев населения. Вот наш Академгородок — один из центров мировой науки и культу­ ры. А наши академики-то — и старые, и мо­ лодые, и ученые, и студенты, и служащие — все сини очень любят нашу русскую .народ­ ную песню и песни, танцы народов разных стран. А ведь рядом,— лукаво прищурился композитор,— и опера, и балет, и симфони­ ческий оркестр. Значит,— живет песня и будет жить в веках! А вообще-то, друзья, теперь особенно хочется много поработать, резко усилить требовательность к себе, к своей музыке. Удивителен наш край — Си­ бирь! Вся моя жизнь отдана ему, и какую замечательную музыку надо создавать о нем, о его людях, строящих новую, светлую жизнь!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2