Сибирские огни, 1974, №6
ко-апической песней и во многом идет от стиля Аграфены Оленичевой. Распев этот отличается ладо-тональной переливчатостью, образным и точным выпеванием слова — так, что и песенность, и декламационность взаимно дополняют и обогащают друг дру га, Весьма характерна и другая особен ность сибирских величальных песен, пре творенная здесь,— непрерывность распева, «цепляемость» мелодических фраз. Компо зитор вводит слушателя в атмосферу празд ничного настроя — для этого широко ис пользованы полнозвучные возможности ор кестра и хора, варьирование подголосочно- полифонической ткани. Все это приводит к яркой хоровой и оркестровой кульминации. Вторая часть — «Распахнулась даль ве сенняя» — вносит контраст своей звончатой легкостью. Музыка этой части сродни со временным песням о нашем новом селе, с их удалью, размахом. На первом плане — перекличка солиста и хора, которая носит характер дружеского соревнования (прав да, несколько однообразными, однотипны ми представляются хоровые подхваты). Лирическими центрами кантаты являются третья и четвертая части — «Земля моих отцов» и «Милая». ...Спокойно, даже несколько сурово всту пает гобой, ему вторит раздумчивый, заду шевный отклик баритона. Здесь создана теплая, душевная песня о родном и вели ком сибирском крае. Во втором проведении («куплете») очень мягко, бережно вступает хор без слов, со .множеством подголосков, кружевами раскрашивающих сольный рас пев. Хорошо подготовлена и выделена вер шина распева, как естественный результат нахлынувших чувств. Особенно важную роль играет в этом оркестр, где происхо дит «накопление» энергии распева — все это приводит к большой оркестровой куль минации. В четвертой части на первый план высту пает поэтический образ женщины-сибиряч ки. Спокойно, неспешно, как и в предыду щей части, вступает гобой, и его чистый, звонкий голос зачинает большую песню ор кестра и хора. Певец-солист (тенор) всту пает не сразу, а подключается к хору, как наиболее красочный верхний подголосок. Простая, нарочито скромная в сравнении с предыдущей, мелодия, где каждый новый куплет почти без изменений повторяет пре дыдущий, отвечает задаче создания чисто го, целомудренного образа. Пятая часть — «Частушки». Здесь рядом и лирика, и шутка, дружеское соревнова ние— «то кого перепоет? — парня и девуш- ки. Удачно передан характер сибирской час тушки с ее тонким юмором, острыми и вне запными поворотами мелодии, характерны ми ритмическими «перебоями», контрастами темпа, л,адовым колорированием. Заключает и обобщает кантату торжественная вели чальная песня «Славься, Родина!» — апо феоз произведения, утверждение главной мысли: велик и славен наш народ, свер шающий такие трудовые подвиги! Удачным оказался опыт сочетания «ака демических» голосов и народного хора, значительной представляется партия чтеца. Нельзя не отметить большую и плодотвор ную работу, проделанную вместе с автора ми оркестром народных инструментов Но восибирского радио и телевидения, его ху дожественным руководителем и дирижером И. М. Гуляевым. ...Мы перечислили лишь часть произведе ний композитора. Поистине, за ним трудно «угнаться» — вот уже новая сюита лежит на пюпитре рояля, готовятся новые кантаты, песни. Совсем .недавно, нагаример, он создал маленький .вокальный сборник «Песни мо их внуков» на стихи Евгения Острикова, предназначенные для детских садов. ...Заканчивая эту статью, мы пришли к композитору, когда он находился на репе тиции. Хор готовился к гастролям во Франции. Когда многочасовая суета репе тиций закончилась, мы остались одни в небольшом кабинете композитора. «Вот вы пишете о моей органной сюите, опере, кантате и т. д. А ведь я,— задумал ся на какое-то время Андрей Порфирье- вич,— ведь я все-таки больше тяготею к простым народно-бытовым жанрам: песне, танцу. В конце концов ведь и сюита в тра диционном понимании этого с л о ва— един ство разнохарактерных песен, танцев, кар тинок. Но не в этом дело, мне кажется, что многие наши хорошие композиторы, в том числе и сибиряки, все-таки мало вни мания уделяют бытовым жанрам. Конечно, симфония, оратория — все это прекрасно, наш народ достоян высокой, самой разно образной музыки. Но вот вспоминаются слова Эдварда Грига, который говорил при мерно так: «Большие композиторы прошло го своей музыкой строили, главным обра зом, величественные дворцы, поражающие великолепием п красотой, монументаль ностью и размахом. Я же хотел своей му зыкой строить для людей простые и уют ные жилища, чтобы они всегда чувствовали себя там, как дома». Так вот, мне кажет ся,— продолжал Андрей Порфирьевич,— что потребности людей в музыке, условно говоря, «бытовой», удовлетворяются наши ми композиторами мало. И вот обратите внимание,— народная песня, народная му зыка сейчас, в условиях нашего, как гово рят, «атомного», «ракетного», «кибернетиче ского» века, пользуется все большей попу лярностью, любовью самых разнообразных слоев населения. Вот наш Академгородок — один из центров мировой науки и культу ры. А наши академики-то — и старые, и мо лодые, и ученые, и студенты, и служащие — все сини очень любят нашу русскую .народ ную песню и песни, танцы народов разных стран. А ведь рядом,— лукаво прищурился композитор,— и опера, и балет, и симфони ческий оркестр. Значит,— живет песня и будет жить в веках! А вообще-то, друзья, теперь особенно хочется много поработать, резко усилить требовательность к себе, к своей музыке. Удивителен наш край — Си бирь! Вся моя жизнь отдана ему, и какую замечательную музыку надо создавать о нем, о его людях, строящих новую, светлую жизнь!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2