Сибирские огни, 1974, №6

органа, но и рядом компонентов современ­ ной гармонии, к которым он относился до этого, в общем-то, сдержанно. Поэтому ор­ ганная сюита «Сибирские страницы», от­ разив многое из устойчивого, традицион­ ного, знаменовала собой и поворот к поис­ кам новых для композитора -выразитель­ ных средств. И для него, и для многих его коллег оставался открытым вопрос: подой­ дет ли стиль русской народно-сюитной му­ зыки для органа, не будет ли он чуждым «классическому» инструменту. Эт-о имело и практическое значение — великолепному органу, установленному в большом зале Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, композиторы-сибиряки не уделяли должного внимания. Первое ис­ полнение (органист А. Волков и дочь ком­ позитора Е. Волкова) вызвало много спо­ ров, но почти все сошлись в одном: созда­ но значительное произведение,, проложена дорога сибирским композиторам к органу. В сюите три части: «Говорят камыши», «Рассказ матери», «Песня». О первой из них композитор рассказывает так: «Я хо­ тел здесь как бы побродить, -поблуждать в наших сибирских кулуидинских камышах, отразить ч)№ства человека, оставшегося на­ едине с суровой и величественной приро­ дой». Действительно, в первой части -много прелюдийя-о-импровизацио-нной музыки с остро звучащими диссонансами в различных созвучиях — все это сочно, броско звучит на органе. Но после ярких, острых гармо­ ний как-то по-особому мягко подаются ком­ позитором мелодии одноголосные или с на­ рочито несложными подголосками во флей­ товом, гобойном тембрах, с -широким рас- пе-вэ-м, неспешным и раздумчивым разви­ тием, с сопоставлением различных ладовых образований. Многие попевки, звучащие в первой час­ ти, интонационно связаны с записанной ав­ тором в Усть-Тарском районе Омской обла­ сти свадебной песней «Отмела наша Катень- ка». В ;различных повторах песня окружает­ ся множеством затейливых кружевных под­ голосков, иногда настолько усложняемых, что о-ни, уже контрастируя с основной те­ мой, сами являются основой для нового раз­ вития. В «Рассказе матери» резко выступает, приковывая к себе внимание, тяжелая, мрачная тема начала. Слышится что-то тревожное, но композитор сразу не дает развиваться теме: ей контрастируют мяг­ кие, певучие, мелодические фразы; разно­ образно сцепляясь, все это обусловливает сложное, богатое интонаци-он-но-ладовое развертывание музыкальной ткани. Средний раздел чацти носит -явный «военный» коло­ рит. Основной мелодический образ выражен в низких басах, где многократно повторя­ ется фраза с тяжелой п-оступью, а в верх­ них голосах постепенно наслаиваются все новые и новые голоса. Весьма примечатель­ но при этом сложное метроритмическое раз­ витие: характерны резкие метрические сдвиги, внезапное паузирование, перегруп­ пировки метроритмически-х построений, че-. редование «клубков» мелких длитель­ ностей с тяжелой маршеобраз-ной по- 12. С и б и р с к и е о гн и № 6. ступью,— перед слушателями здесь пред­ стает мир злого насилия. Все это постепен­ но дробится, истаивает, снова звучат мяг­ кие протяжные мелодии первого раздела, и лишь в самом конце -пр-озн-о, весомо выхо­ дит образ начала: «Это было!» Постепен­ но музыка тает, как бы рассеиваясь. В третьей части, как и в первой, господ­ ствует народно-песенная стихия; неспешно, по-сибирски величаво развертываются ме­ лодии. Один за другим вступают подго­ лоски, ширится звучность: охватывается огромный диапазон органного звучания. Так заканчивается это произведение ком­ позитора. 1972 и 1973 р о д ы явились весьма продук­ тивными в творчестве А. Новикова. Боль­ шой общественный резонанс вызвал его, уже неоднократно исполнявшийся, «Сказ о Сибсельмаше», который, на .наш взгляд, явился достойным вкладом в эпопею, по­ священную рабочему классу. Многолетняя дружба связывает двух а-вто-ров этого про­ изведения— поэта Василия Пухначева и композитора Андрея Новикова. Теме ра­ бочего -класса посвящены многие страницы их совместного творчества, и можно ска­ зать, что произведение это является -во­ площением их давнишних замыслов. Вероятно, не стоит пересказывать здесь произведение, неоднократно исполнявшееся и в Новосибирске, и в Москве. Хочется от­ метить лишь, что, верный своей творческой манере, композитор от начала до конца стремится к самому полному, доверитель­ ному общению с -теми, кому поэма посвяще­ на и к кому обращена. Поэтому здесь так много широкой, мягкой песенноети, душев­ ного -волнения в речитативах-обращениях и воспоминаниях, много эпизодов, отражаю­ щих размах, богатырскую удаль и мягкую, теплую лирику. Оибсельмашевцы единодуш­ но назвали А. Новикова и В. Пухначева лауреатами своего завода. В 1973 году композитор начал работу над большой историко-революционной опе­ рой «Дуся Ковальчук» на либретто Вади­ ма Вайзояена. Уже -почти написано два акта, н-о -рано говорить о целостном худо­ жественном воплощении этого очень слож­ ного и ответственного сюжета. Большой успех имела недавно написан­ ная композитором совместно с В. Пук-на- чевым кантата-песня «Золото хлеба». К а­ жется, ничего такого особого, необычайного не написали композитор и поэт; более того, кантата решена, в о,бщем-то, традиционны­ ми средствами, а симпатии слушателей рас­ тут от исполнения к исполнению, и, веро­ ятно, мы не ошибемся, предсказав произ­ ведению долгую жизнь. Подзаголовок «кантата-песня» точно вы­ ражает поэтическую -направленность, песен­ ный тонус всего сочинения. Все шесть час­ тей начинаются с поэтических заставок- эпиграфов; чтец вместе с оркестром пред­ варяет вступления хора и солистов. Два об­ раза господствуют в кантате-песне: ги.мно- вый и лирический; они взаимно обогащают и дополняют друг друга. Широко, распев­ но звучит первая часть — «Ой вы, степи». Музыка этой части ассоциируется с лира-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2