Сибирские огни, 1974, №6
органа, но и рядом компонентов современ ной гармонии, к которым он относился до этого, в общем-то, сдержанно. Поэтому ор ганная сюита «Сибирские страницы», от разив многое из устойчивого, традицион ного, знаменовала собой и поворот к поис кам новых для композитора -выразитель ных средств. И для него, и для многих его коллег оставался открытым вопрос: подой дет ли стиль русской народно-сюитной му зыки для органа, не будет ли он чуждым «классическому» инструменту. Эт-о имело и практическое значение — великолепному органу, установленному в большом зале Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки, композиторы-сибиряки не уделяли должного внимания. Первое ис полнение (органист А. Волков и дочь ком позитора Е. Волкова) вызвало много спо ров, но почти все сошлись в одном: созда но значительное произведение,, проложена дорога сибирским композиторам к органу. В сюите три части: «Говорят камыши», «Рассказ матери», «Песня». О первой из них композитор рассказывает так: «Я хо тел здесь как бы побродить, -поблуждать в наших сибирских кулуидинских камышах, отразить ч)№ства человека, оставшегося на едине с суровой и величественной приро дой». Действительно, в первой части -много прелюдийя-о-импровизацио-нной музыки с остро звучащими диссонансами в различных созвучиях — все это сочно, броско звучит на органе. Но после ярких, острых гармо ний как-то по-особому мягко подаются ком позитором мелодии одноголосные или с на рочито несложными подголосками во флей товом, гобойном тембрах, с -широким рас- пе-вэ-м, неспешным и раздумчивым разви тием, с сопоставлением различных ладовых образований. Многие попевки, звучащие в первой час ти, интонационно связаны с записанной ав тором в Усть-Тарском районе Омской обла сти свадебной песней «Отмела наша Катень- ка». В ;различных повторах песня окружает ся множеством затейливых кружевных под голосков, иногда настолько усложняемых, что о-ни, уже контрастируя с основной те мой, сами являются основой для нового раз вития. В «Рассказе матери» резко выступает, приковывая к себе внимание, тяжелая, мрачная тема начала. Слышится что-то тревожное, но композитор сразу не дает развиваться теме: ей контрастируют мяг кие, певучие, мелодические фразы; разно образно сцепляясь, все это обусловливает сложное, богатое интонаци-он-но-ладовое развертывание музыкальной ткани. Средний раздел чацти носит -явный «военный» коло рит. Основной мелодический образ выражен в низких басах, где многократно повторя ется фраза с тяжелой п-оступью, а в верх них голосах постепенно наслаиваются все новые и новые голоса. Весьма примечатель но при этом сложное метроритмическое раз витие: характерны резкие метрические сдвиги, внезапное паузирование, перегруп пировки метроритмически-х построений, че-. редование «клубков» мелких длитель ностей с тяжелой маршеобраз-ной по- 12. С и б и р с к и е о гн и № 6. ступью,— перед слушателями здесь пред стает мир злого насилия. Все это постепен но дробится, истаивает, снова звучат мяг кие протяжные мелодии первого раздела, и лишь в самом конце -пр-озн-о, весомо выхо дит образ начала: «Это было!» Постепен но музыка тает, как бы рассеиваясь. В третьей части, как и в первой, господ ствует народно-песенная стихия; неспешно, по-сибирски величаво развертываются ме лодии. Один за другим вступают подго лоски, ширится звучность: охватывается огромный диапазон органного звучания. Так заканчивается это произведение ком позитора. 1972 и 1973 р о д ы явились весьма продук тивными в творчестве А. Новикова. Боль шой общественный резонанс вызвал его, уже неоднократно исполнявшийся, «Сказ о Сибсельмаше», который, на .наш взгляд, явился достойным вкладом в эпопею, по священную рабочему классу. Многолетняя дружба связывает двух а-вто-ров этого про изведения— поэта Василия Пухначева и композитора Андрея Новикова. Теме ра бочего -класса посвящены многие страницы их совместного творчества, и можно ска зать, что произведение это является -во площением их давнишних замыслов. Вероятно, не стоит пересказывать здесь произведение, неоднократно исполнявшееся и в Новосибирске, и в Москве. Хочется от метить лишь, что, верный своей творческой манере, композитор от начала до конца стремится к самому полному, доверитель ному общению с -теми, кому поэма посвяще на и к кому обращена. Поэтому здесь так много широкой, мягкой песенноети, душев ного -волнения в речитативах-обращениях и воспоминаниях, много эпизодов, отражаю щих размах, богатырскую удаль и мягкую, теплую лирику. Оибсельмашевцы единодуш но назвали А. Новикова и В. Пухначева лауреатами своего завода. В 1973 году композитор начал работу над большой историко-революционной опе рой «Дуся Ковальчук» на либретто Вади ма Вайзояена. Уже -почти написано два акта, н-о -рано говорить о целостном худо жественном воплощении этого очень слож ного и ответственного сюжета. Большой успех имела недавно написан ная композитором совместно с В. Пук-на- чевым кантата-песня «Золото хлеба». К а жется, ничего такого особого, необычайного не написали композитор и поэт; более того, кантата решена, в о,бщем-то, традиционны ми средствами, а симпатии слушателей рас тут от исполнения к исполнению, и, веро ятно, мы не ошибемся, предсказав произ ведению долгую жизнь. Подзаголовок «кантата-песня» точно вы ражает поэтическую -направленность, песен ный тонус всего сочинения. Все шесть час тей начинаются с поэтических заставок- эпиграфов; чтец вместе с оркестром пред варяет вступления хора и солистов. Два об раза господствуют в кантате-песне: ги.мно- вый и лирический; они взаимно обогащают и дополняют друг друга. Широко, распев но звучит первая часть — «Ой вы, степи». Музыка этой части ассоциируется с лира-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2