Сибирские огни, 1974, №6
176 А. .и И. АЙЗЕНШТАДТ ное творчество, композитор и здесь вопло тил образы, основу которых составляют русские и горно-алтайские песни. В 60-е годы широко представлена в творчестве Андрея Порфирьевича и песня. Много песен написано нм для Сибирского народного хора. Из Них наибольшей, пожа луй, известностью пользуемся «Проводила меня» .на стихи Н. Перввалова. Ее общий смысл,— прощание дочери с матерью, вос поминания о всем хорошем и родном, что было в их жизни,— претворен, казалось бы, в очень простой, но емкой по глубине и выразительности .музыке. Задушевные сти хи Н. Перевалова таят в себе, вместе с тем, и некоторую опасность увлечения сен тиментальностью, на что, естественно, на талкивает сама сцена прощания двух жен щин. Может быть, поэтому композитор со здал нарочито внешне сдержанную, как-то по-особому собранную музыку, где все время как бы ставится преграда рвущему ся наружу чувству. Очень органично соче таются здесь и песенность, и декламациоя- ность. Характерно, что в этой пеоне, как и во многих других, композитор тяготеет к традициям не только крестьянской, но и городской лирики, что проявляется в мяг ких вальсовых ходах, в специфическом «вальсовом» покачивании и, вместе с тем, переплетается с интонациями лирико-эпи ческих сибирских песен. «Проводила меня» была исполнена Сибирским хором на очень ответственном концерте — для делегатов XXII съезда КПСС, и переполненный боль шой зал Кремлевского Дворца съездов го рячо аплодировал прекрасной, душешой песне. В середине 60-х годов композитор неко торое время провел за рубежом, руководил Ансамблем песни и пляски Северной груп пы войск, который выступал в Варшаве, Праге, Берлине, Будапеште, Братиславе и других городах. Для собственного творче ства оставалось времени мало, но разве ate творчество — обработка многих польских, чешских, словацких песен, переложение не которых произведений зарубежных класси ков? И — очень большая ответственность давать концерт за рубежом, где исполни тельские традиции достаточно своеобразны и очень развиты... Шли годы, и Андрей Порфирьевич все же решил уйти в отставку и вернуться в род ную Сибирь. «Скучать» долго не пришлось — ему предложили стать руководителем Сибирского народного хора. Этот прослав ленный коллектив после ухода В. Левашова, назначенного художественным руководите лем хора им. М. Пятницкого, выступал вроде бы неплохо. Но, если подходить с высокой меркой, хор все же «стоял на мес те», а это обычно к добру яе приводит. Причин было несколько — «с-меиа поколе ний», «притирание» к новым, меняющимся хормейстера м, но — особенно — трудности подбора нового репертуара. Здесь показателен давнийний опор: какие песни должны исполнять народные хоры. Давно уже был проделан такой экспери мент: нескольким народным хорам пред ложили исполнить самые «народные» хо ровые эпизоды из русской оперной клас сики, например, «Хор поселян» из оперы А. Бородина «Князь Игорь», некоторые хоровые сцены и.з «Русалки» А. Даргомыж ского, «Снегурочки» Н. Римского-Корсако ва. Результаты оказались, на первый взгляд, неожиданными: звучали они не сколько искусственно и, .во всяком случае, менее ярко, чем в академических коллекти вах. Вероятно, основпой причиной было то, что написаны были эти хоры именно для академического состава, с учетом их темб ровых красок, тееситуриых и других воз можностей. Так что же—не надо писать для народных хоров и пусть они поют себе одни лишь народные песни? Практика ка тегорически отвергает это: мвогие произве дения профессиональных авторов, написан ные специально для народных хоров, зау чат отлично (к ним, кстати, относится и уже упоминавшаяся «Проводила меня» А. Новикова или «Сердце девичье затума нилось» В. Левашова). Но мешал и другой крен: больше половины программы состав ляли авторские песни, причем выбирались из них особенно броские, уже успевшие за воевать популярность у широкого слуша теля. Андрей По.рфирьевич прежде всего взял ся именно за программу: нужно было на родному хору вернуть его лицо, определить назначение и возродить практику безуслов ного приоритета народной песни. И вот — снова фольклорные экспедиции, поиски, обработки. И хор как бы помолодел — все работали с каким-то особенным рвением, старанием, а .народные песни, бережио за писанные и сохраненные, возвращались на роду еще более прекрасным. Новый расцвет переживало и песенное творчество Новикова. Всю страну облетела его душевная песня, написанная к Ленин- ком у юбилею, «Над Щушей сосны вековые» (стихи В. Пухначева). Этой раздумчивой песней открывается ежедневно Ленинский мемориал в Шушенском. «Сибирский хор— писала «Советская Сибирь» 6 января 1971 г.— дал в Новосибирске серию кон цертов, в которых показал свою «Ленин скую программу». Именно за нее коллектив удостоен Диплома 1-й степени «а Всесоюз ном смотре народных хоров. Песня, испол ненная в этой программе, вошла в число лучших советских песен о Ленине и явля ется, безусловно, одпой из наиболее зна чительных творческих удач композитора, а постоянное исполнение ее в Ленинском ме мориале в Шушенском является самой вы сокой наградой». Другой творческой удачей явилось со- эдатгие краткого, ню очень выразительного, емкого по мыслям «Музыкального мону мента», исполняющегося у Ноаосибирског* Монумента славы, у Вечного огня. Зимой 1970-71 г. вийматие сибиряков при влекла орга.нная сюита «Сибирские страни цы» — произведение примечательнее и для автора, и для его коллег во многих отноше ниях. Композитор поставил здесь слож-ную задачу — необходимо было отрешиться от многих привычных для себя представлений, овладеть не только те'хниквн сочинения для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2