Сибирские огни, 1974, №6

176 А. .и И. АЙЗЕНШТАДТ ное творчество, композитор и здесь вопло­ тил образы, основу которых составляют русские и горно-алтайские песни. В 60-е годы широко представлена в творчестве Андрея Порфирьевича и песня. Много песен написано нм для Сибирского народного хора. Из Них наибольшей, пожа­ луй, известностью пользуемся «Проводила меня» .на стихи Н. Перввалова. Ее общий смысл,— прощание дочери с матерью, вос­ поминания о всем хорошем и родном, что было в их жизни,— претворен, казалось бы, в очень простой, но емкой по глубине и выразительности .музыке. Задушевные сти­ хи Н. Перевалова таят в себе, вместе с тем, и некоторую опасность увлечения сен­ тиментальностью, на что, естественно, на­ талкивает сама сцена прощания двух жен­ щин. Может быть, поэтому композитор со­ здал нарочито внешне сдержанную, как-то по-особому собранную музыку, где все время как бы ставится преграда рвущему­ ся наружу чувству. Очень органично соче­ таются здесь и песенность, и декламациоя- ность. Характерно, что в этой пеоне, как и во многих других, композитор тяготеет к традициям не только крестьянской, но и городской лирики, что проявляется в мяг­ ких вальсовых ходах, в специфическом «вальсовом» покачивании и, вместе с тем, переплетается с интонациями лирико-эпи­ ческих сибирских песен. «Проводила меня» была исполнена Сибирским хором на очень ответственном концерте — для делегатов XXII съезда КПСС, и переполненный боль­ шой зал Кремлевского Дворца съездов го­ рячо аплодировал прекрасной, душешой песне. В середине 60-х годов композитор неко­ торое время провел за рубежом, руководил Ансамблем песни и пляски Северной груп­ пы войск, который выступал в Варшаве, Праге, Берлине, Будапеште, Братиславе и других городах. Для собственного творче­ ства оставалось времени мало, но разве ate творчество — обработка многих польских, чешских, словацких песен, переложение не­ которых произведений зарубежных класси­ ков? И — очень большая ответственность давать концерт за рубежом, где исполни­ тельские традиции достаточно своеобразны и очень развиты... Шли годы, и Андрей Порфирьевич все же решил уйти в отставку и вернуться в род­ ную Сибирь. «Скучать» долго не пришлось — ему предложили стать руководителем Сибирского народного хора. Этот прослав­ ленный коллектив после ухода В. Левашова, назначенного художественным руководите­ лем хора им. М. Пятницкого, выступал вроде бы неплохо. Но, если подходить с высокой меркой, хор все же «стоял на мес­ те», а это обычно к добру яе приводит. Причин было несколько — «с-меиа поколе­ ний», «притирание» к новым, меняющимся хормейстера м, но — особенно — трудности подбора нового репертуара. Здесь показателен давнийний опор: какие песни должны исполнять народные хоры. Давно уже был проделан такой экспери­ мент: нескольким народным хорам пред­ ложили исполнить самые «народные» хо­ ровые эпизоды из русской оперной клас­ сики, например, «Хор поселян» из оперы А. Бородина «Князь Игорь», некоторые хоровые сцены и.з «Русалки» А. Даргомыж­ ского, «Снегурочки» Н. Римского-Корсако­ ва. Результаты оказались, на первый взгляд, неожиданными: звучали они не­ сколько искусственно и, .во всяком случае, менее ярко, чем в академических коллекти­ вах. Вероятно, основпой причиной было то, что написаны были эти хоры именно для академического состава, с учетом их темб­ ровых красок, тееситуриых и других воз­ можностей. Так что же—не надо писать для народных хоров и пусть они поют себе одни лишь народные песни? Практика ка­ тегорически отвергает это: мвогие произве­ дения профессиональных авторов, написан­ ные специально для народных хоров, зау­ чат отлично (к ним, кстати, относится и уже упоминавшаяся «Проводила меня» А. Новикова или «Сердце девичье затума­ нилось» В. Левашова). Но мешал и другой крен: больше половины программы состав­ ляли авторские песни, причем выбирались из них особенно броские, уже успевшие за ­ воевать популярность у широкого слуша­ теля. Андрей По.рфирьевич прежде всего взял­ ся именно за программу: нужно было на­ родному хору вернуть его лицо, определить назначение и возродить практику безуслов­ ного приоритета народной песни. И вот — снова фольклорные экспедиции, поиски, обработки. И хор как бы помолодел — все работали с каким-то особенным рвением, старанием, а .народные песни, бережио за­ писанные и сохраненные, возвращались на­ роду еще более прекрасным. Новый расцвет переживало и песенное творчество Новикова. Всю страну облетела его душевная песня, написанная к Ленин- ком у юбилею, «Над Щушей сосны вековые» (стихи В. Пухначева). Этой раздумчивой песней открывается ежедневно Ленинский мемориал в Шушенском. «Сибирский хор— писала «Советская Сибирь» 6 января 1971 г.— дал в Новосибирске серию кон­ цертов, в которых показал свою «Ленин­ скую программу». Именно за нее коллектив удостоен Диплома 1-й степени «а Всесоюз­ ном смотре народных хоров. Песня, испол­ ненная в этой программе, вошла в число лучших советских песен о Ленине и явля­ ется, безусловно, одпой из наиболее зна­ чительных творческих удач композитора, а постоянное исполнение ее в Ленинском ме­ мориале в Шушенском является самой вы­ сокой наградой». Другой творческой удачей явилось со- эдатгие краткого, ню очень выразительного, емкого по мыслям «Музыкального мону­ мента», исполняющегося у Ноаосибирског* Монумента славы, у Вечного огня. Зимой 1970-71 г. вийматие сибиряков при­ влекла орга.нная сюита «Сибирские страни­ цы» — произведение примечательнее и для автора, и для его коллег во многих отноше­ ниях. Композитор поставил здесь слож-ную задачу — необходимо было отрешиться от многих привычных для себя представлений, овладеть не только те'хниквн сочинения для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2