Сибирские огни, 1974, №6
на из фраз «Вальса-фантазии» Глинки). Ее сменяет бурная вихревая пляска в час тушечном стиле, с бойким и острым «сло вом» с шуточно-колористическими наход ками, например, «перепалкой» баянов и флейты-пикколо,— своеобразное, веселое соревнование. Характерной чертой сюит является орга ническая связь с народным песнетворчест- вом. Композитор редко прибегает к прямо му цитатному использованию народной песни, но свои мелодии, приемы развития целиком основывает на ее традициях. Очень волнуют Андрея Порфирьевича проблемы взаимодействия народной музыки с творчеством композитора. Ведь главным критерием народности является не столько форма, т. е. средства выражения, сколько содержание, т. е. та направленность му зыки, которая отвечает идеалам современ ных народных представлений' о жизни. Уже много раз говорилось, что сама ио себе фор ма выражения (например, широкое ис пользование народных песен, цитатное или нецитатное) вовсе не является особым до стоинством творчества композитора. Тра фаретная форма выражения может диск редитировать любое самое высокое содер жание, и если нет значительных, больших мыслей, никакая, даже самая лучшая на родная песня не поможет. Андрей Порфирьевич особенно вдумчиво, бережно и чутко подходит к использованию народно-песенных традиций. Так, широкая и привольная мелодия первой части сюиты «Шумят хлеба» подчеркнуто песеняа, рас певна,-— народ поет о своем крае, близком и дорогом сердцу. Такие запевы типичны и для других сюит композитора. Часто Но виков применяет «венок» из двух песен: протяжной и плясовой. Отметим, что если песня представлена очень широко в твор честве самых различных народов, то танец был несравнея-но менее типичным для му зыкального фольклора, например, горно алтайцев. Такая же особенность типична и для многих народов Сибири и Дальнего Востока, к примеру, кето-в и селькупов в иизовьях Енисея и ульчей — в низовьях Аму ра. Композитор проделал поистине огром ную работу по выявлению танцевальных оборотов и, по сути дела, создал новый та нец, но для этого ему пришлось советовать ся со многими жителями Горного Алтая, этнотрафа 1 МИ и балетмейстерами. Танце вальные образы особенно характерны для сюиты «По Чуйскому тракту». То же самое относится и к жанру мар ша, который относительно мало развит в творчестве народов Горного Алтая, а ведь марш является одним из важных компо нентов действа, например, «Горно-Шорских картинок». Но все это — лишь тематический мате риал, а ведь именно приемы развитая со ставляют для композитора наибольшие за боты, и здесь важно учитывать направлен ность стиля развертывания музыкальной ткани. В русских сюитах Новикова широко попользованы подголосочно - вариационные приемы развития. Сущность их вытек-а- -e t -из принципов иуплегно - вариаггйон-ного строя русской песни. Сама сердцевина на пева, в принципе, изменяется мало, но в -новом проведении и по-другому поет ся зачин и, самое главное, меняются голоса-помощники — «подголоски», как их называют -в народе. Здесь нуж-н-о под черкнуть, что любой подголосок в рус ской народной песне — это вариант ос новной мелодии, и всю песню можно представить как пышное дерево, где ствол — основная мелодия, а подголоски — ог ромное количество ветвей, -разных по раз мерам. Первый же повтор темы первой части сюиты «Шумят хлеба» несет с собой и ва риационные изменения — расширяется диа пазон напева, расцвечиваются основные ус тои, от основного тематического стебля от ветвляется все большее количество побегов- подголосков, растет общая звучность. Вто рая тема — частушечно-плясовая — также постепенно обрастает подголосками, будто вступают все новые персонажи; пляска растет и ширится, появляются вихревые подголоски — разливы у домр и баянов, резко акцентируется специфический плясо вой ритм у балалаек, и вот уже звучит, как в -буйной пляске, весь оркест-р под за ливчатые переборы гуслей. Важно, что композитор широко исполь зует особенности мелодики и приемы раз вития, идущие не только' от старинного, но и современного сибирского фольклора. Ха рактерна, .например, первая часть сюиты «Осенняя Кулуида». Казалось бы, пер-вая тема здесь просто танцевальна— об этом свидетельсгв(у.ют ее ритмическая четкость, обилие повторов, типично инструменталь ный танцевальный колорит. Вместе с тем здесь ощущается и динамика трудового процесса — в подчеркнутой акцентировке счетных долей, в неравномерности члене ния мелодики, где меиьшие по размерам фразы являются своеобразной раскачкой, подготовкой -к новому действию, в динами ческом вторжении резких ритмических пе ребоев (синкоп). Такие приемы особенно характерны для новых сибирских песен и, наоборот, редко встречаются -в старинных. В песенно-игровых образах выявляется связь с современными плясками и лириче скими частушками. Такова лирико-часту шечная вторая часть сюиты «Осенняя Ку- лунда», где .'Напрашиваются ассоциации и со старинной «Подгорной», и с современ ными песнями. В 60-е годы Новиков на-писал несколь ко сюит для смешанного состава. Из «их выделяются «Светлые дали» (1964) для хора, оркестра, солистов и чтеца. В сюите три части: «Ут.ро», «Песня о труде», «Край обновленный». Музыка и стихи ее привле кают гражданским пафосом, образами ду ховно красивых и мужественных совет ских людей. Среди камерно-инструментальных сочине ний заслуженной известностью пользуются «Горно-Алтайские зарисовки» для виолон чели и фортепиано (1964). Музыка этих пьес эмоционально убедительна, они емки по мыслям и вместе с тем лаконичны, со бранны. Верный принципу опоры на народ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2