Сибирские огни, 1974, №6

настало время для нового переиздания со включением записей 60-х — 70-х годов. 5 0 .е 60-е годы — время расцвета обще­ ственно - музыкальной и творческой дея­ тельности ' Новикова. По-прежнему ос­ новным местом его работы и творче­ ства является ансамбль СибВО. Напом­ ним, что ансамбль этот был отличной школой для многих музыкантов (Ки­ рилл Молчанов, Георгий Иванов, Алек­ сандр Зацепин и др). Здесь оттачивал ма­ стерство художественный руководитель ор­ кестра народных инструментов Новосибир- кого радио и телевидения заслуженный дея­ тель искусств РСФСР Иван Матвеевич Гу­ ляев. Видимо, далеко не случайно, привет­ ствуя на одном из концертов руководителей и участников этого коллектива, И. О. Дуна­ евский назвал его одни.м из лучших армей­ ских ансамблей страны. В те годы Новиков пишет произведения самых различных жанров, но, ггожалуй, наи­ большие его удачи — симфонические и вокально-хоровые сюиты и песни. Большая личная и творческая дружба связывает композитора с коллективом оркестра на­ родных инструментов Новосибирского радио и телевидения, которым до сих пор руково­ дит И. М. Гуляев. Вклад Ивана Матвееви­ ча в сибирскую музыку очень значителен: он и талантливый дирижер, и организатор, и .настойчивый популяризатор произведений сибирских авторов для народного оркестра. Можно сказать, что вниманием и добрыми советами Гуляева мы во многом обязаны тому, что сибирские композиторы написали немало значительных произведений для ор­ кестра народных инструментов. Значительную и лучшую часть его репер­ туара составляют «Сибирские сюиты» Но­ викова. Очень важно подчеркнуть, что все это не просто какие-то музыкальные очерки, а рассказы именно о нашей советской Си­ бири. Так, в сюите «Шумят хлеба» (1947) воссозданы картины широких сибирских по­ лей, на которых зреет богатый урожай, па­ сутся тучные стада, нарисована картина ра­ достного народного праздника. В сюите «В просторах Сибири» (1954) тамже рассказы­ вается о труде и быте сибиряков-колхозаи- ш в. В сюите «По Чуйскому тракту» (1957) композитор как бы ведет за собой слушате­ лей по бескрайней горной до.роге-тропе, ри­ сует картины величественной и живописной природы Горного Алтая, останавливается у селений и с глубоким интересом наблюдает за бытом людей, радуется народному празд­ нику. Важное место занимают и образы, свя­ занные с жизнью и бытом народов, еще в древние времена населявших нашу Сибирь. Здесь, пожалуй, нужно особенно выделить «Горно-Шорские картинки» (1963). В них, как и в других сюитах Новикова, привле­ кают точность и рельефность музыкальных зарисовок. Композитор сам был в тех кра­ ях, о которых рассказывал, и не просто «был» или «изучал», но и всей душой, с глу­ боким уважением приобщался к быту и культуре народов Алтая. Очень плодотвор­ ным оказалось и его творческое сотрудниче­ ство с поэтом А. Смердовым, стихи кото­ рого о Горной Шорни подсказали ком­ позитору не только образы легенд, но и во многом определили направленность об­ разного строя музыки любой из «картинок». Не случайно каждую из частей сюиты пред­ варяют стихи поэта. О героическом прош­ лом маленького горного народа повествует первая часть — «Могила Шор-Кижи». Вто­ рая — посвящена истории любви молодого богатыря Ай-Толая и красавицы Алтын- Тадбе. Третья часть связана с образами богатырских игр, соревнований, где в цент­ р е— быстрая скачка на добром коне. Ли­ рическим центром сюиты является четвер­ тая часть «Ак-Сагал». Здесь на первом плане образ прекрасной женщины. Финал воссоздает величественную картину народ­ ного праздника, где торжествуют жизнь, ра­ дость, любовь. Сюита не случайно стала одним из изве­ стных репертуарных произведений для ор­ кестра народных инструментов. Исполните­ лей и слушателей привлекают в ней яркость, броскость художественных зарисовок, тон­ кая звукопись оркестровых красок, ясный, привлекательный мир народных героев. Из многообразия приемов художествен­ ной выразительности выделим здесь прин­ ципы «характеристики через жанр», т. е. способы зарисовки образа с помощью раз­ новидностей песни, танца, марша, романса, инструментального наигрыша, медленного рассказа,— именно они создают колоритные черты музыкального портрета. Отметим, что это вообще одна из характерных черт творчества композитора. И «Горно-Шорские картинки», и все дру­ гие сюиты Новикова — программные про­ изведения, но программность передается не только заголовком или, скажем, поэтиче­ ским эпиграфом; главное — рельефность, образность самого тонуса музыкального повествования. Так, уже музыкальная за­ ставка первой части сюиты «Осенняя Ку- лунда» («На уборке») вводит слушателя в мир движения, настойчивой устремлен­ ности. Второй важнейший образ — лириче­ ский— связан с картинами величавых, не­ обозримых просторов Сибири, где есть раз­ вернуться энергии советского человека. Показательно, что эта вторая тема первой части не связана с настроениями «нейтраль­ ной» лирики — она упруга, обладает внут­ ренней «взрывчатостью», что ощущается в длительном динамическом развитии ее и в ряде разнообразных кульминаций. Слушая вторую часть («В новом поселке»), пред­ ставляешь стайку юношей и девушек, об­ ходящих с веселыми шутками родное село. Это достигается как сквозным частушеч­ ным стилем музыки всей части, так и очень мягким, без «нажима», лирико-юмористиче­ ским колоритом тематического материала. В третьей части («Степная песня») на пер­ вый план снова выводятся образы велича­ вых сибирских просторов, и лирика ее име­ ет эпический, мужественный характер. Очень рельефна, выразительна четвертая часть («Вечер в клубе»). Уже в самом ее начале, в мягком, немного грустном вальсе, автор сознательно стремится к знакомым ассоциациям (вспоминается, например, од

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2