Сибирские огни, 1974, №6
настало время для нового переиздания со включением записей 60-х — 70-х годов. 5 0 .е 60-е годы — время расцвета обще ственно - музыкальной и творческой дея тельности ' Новикова. По-прежнему ос новным местом его работы и творче ства является ансамбль СибВО. Напом ним, что ансамбль этот был отличной школой для многих музыкантов (Ки рилл Молчанов, Георгий Иванов, Алек сандр Зацепин и др). Здесь оттачивал ма стерство художественный руководитель ор кестра народных инструментов Новосибир- кого радио и телевидения заслуженный дея тель искусств РСФСР Иван Матвеевич Гу ляев. Видимо, далеко не случайно, привет ствуя на одном из концертов руководителей и участников этого коллектива, И. О. Дуна евский назвал его одни.м из лучших армей ских ансамблей страны. В те годы Новиков пишет произведения самых различных жанров, но, ггожалуй, наи большие его удачи — симфонические и вокально-хоровые сюиты и песни. Большая личная и творческая дружба связывает композитора с коллективом оркестра на родных инструментов Новосибирского радио и телевидения, которым до сих пор руково дит И. М. Гуляев. Вклад Ивана Матвееви ча в сибирскую музыку очень значителен: он и талантливый дирижер, и организатор, и .настойчивый популяризатор произведений сибирских авторов для народного оркестра. Можно сказать, что вниманием и добрыми советами Гуляева мы во многом обязаны тому, что сибирские композиторы написали немало значительных произведений для ор кестра народных инструментов. Значительную и лучшую часть его репер туара составляют «Сибирские сюиты» Но викова. Очень важно подчеркнуть, что все это не просто какие-то музыкальные очерки, а рассказы именно о нашей советской Си бири. Так, в сюите «Шумят хлеба» (1947) воссозданы картины широких сибирских по лей, на которых зреет богатый урожай, па сутся тучные стада, нарисована картина ра достного народного праздника. В сюите «В просторах Сибири» (1954) тамже рассказы вается о труде и быте сибиряков-колхозаи- ш в. В сюите «По Чуйскому тракту» (1957) композитор как бы ведет за собой слушате лей по бескрайней горной до.роге-тропе, ри сует картины величественной и живописной природы Горного Алтая, останавливается у селений и с глубоким интересом наблюдает за бытом людей, радуется народному празд нику. Важное место занимают и образы, свя занные с жизнью и бытом народов, еще в древние времена населявших нашу Сибирь. Здесь, пожалуй, нужно особенно выделить «Горно-Шорские картинки» (1963). В них, как и в других сюитах Новикова, привле кают точность и рельефность музыкальных зарисовок. Композитор сам был в тех кра ях, о которых рассказывал, и не просто «был» или «изучал», но и всей душой, с глу боким уважением приобщался к быту и культуре народов Алтая. Очень плодотвор ным оказалось и его творческое сотрудниче ство с поэтом А. Смердовым, стихи кото рого о Горной Шорни подсказали ком позитору не только образы легенд, но и во многом определили направленность об разного строя музыки любой из «картинок». Не случайно каждую из частей сюиты пред варяют стихи поэта. О героическом прош лом маленького горного народа повествует первая часть — «Могила Шор-Кижи». Вто рая — посвящена истории любви молодого богатыря Ай-Толая и красавицы Алтын- Тадбе. Третья часть связана с образами богатырских игр, соревнований, где в цент р е— быстрая скачка на добром коне. Ли рическим центром сюиты является четвер тая часть «Ак-Сагал». Здесь на первом плане образ прекрасной женщины. Финал воссоздает величественную картину народ ного праздника, где торжествуют жизнь, ра дость, любовь. Сюита не случайно стала одним из изве стных репертуарных произведений для ор кестра народных инструментов. Исполните лей и слушателей привлекают в ней яркость, броскость художественных зарисовок, тон кая звукопись оркестровых красок, ясный, привлекательный мир народных героев. Из многообразия приемов художествен ной выразительности выделим здесь прин ципы «характеристики через жанр», т. е. способы зарисовки образа с помощью раз новидностей песни, танца, марша, романса, инструментального наигрыша, медленного рассказа,— именно они создают колоритные черты музыкального портрета. Отметим, что это вообще одна из характерных черт творчества композитора. И «Горно-Шорские картинки», и все дру гие сюиты Новикова — программные про изведения, но программность передается не только заголовком или, скажем, поэтиче ским эпиграфом; главное — рельефность, образность самого тонуса музыкального повествования. Так, уже музыкальная за ставка первой части сюиты «Осенняя Ку- лунда» («На уборке») вводит слушателя в мир движения, настойчивой устремлен ности. Второй важнейший образ — лириче ский— связан с картинами величавых, не обозримых просторов Сибири, где есть раз вернуться энергии советского человека. Показательно, что эта вторая тема первой части не связана с настроениями «нейтраль ной» лирики — она упруга, обладает внут ренней «взрывчатостью», что ощущается в длительном динамическом развитии ее и в ряде разнообразных кульминаций. Слушая вторую часть («В новом поселке»), пред ставляешь стайку юношей и девушек, об ходящих с веселыми шутками родное село. Это достигается как сквозным частушеч ным стилем музыки всей части, так и очень мягким, без «нажима», лирико-юмористиче ским колоритом тематического материала. В третьей части («Степная песня») на пер вый план снова выводятся образы велича вых сибирских просторов, и лирика ее име ет эпический, мужественный характер. Очень рельефна, выразительна четвертая часть («Вечер в клубе»). Уже в самом ее начале, в мягком, немного грустном вальсе, автор сознательно стремится к знакомым ассоциациям (вспоминается, например, од
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2