Сибирские огни, 1974, №6

ты-оимфонии на первый плащ выносит обра­ зы борьбы, победы. Переполненный зал с большим подъемом принял это произведение, тем более, что его исполняли прославленный иа весь мир сим­ фонический оркестр Ленинградской филар­ мония, эвакуировавшийся тогда в Новоси­ бирск, и хор СибВО. Дирижировал Курт Заидерлинг, ныне признанный глава дири­ жеров ГДР, вступительное слово произнес Иван Соллертинский. Вспоминая :все это, Андрей Порфирьевич честно признается, что и тогда, и теперь вряд ли смог бы подробно рассказать о со­ бытиях этого памятного для него концер­ та,— так велико было волнение. Запомни­ лось лишь, что 'всех поразило необычное со­ четание: оркестр в черных фраках и белых сорочках, а за ним, ;во всю длину сцены,— солдаты ансамбля в защитной форме с ма­ линовыми петлицами. Радость творческой удачи омрачило боль­ шое го-ре: на другой день скончался так много сделавший для успеха «Мщения» один из крупнейших советских музыкан­ тов — профессор И. И. Соллертинский. Сейчас, просматривая, партитуру «Мще­ ния», более отчетливо видишь и несомнен­ ные удачи, и просчеты молодого тогда ком­ позитора. Может быть, это сказывается в том, что борьба антагонистических сил решена слишком прямолинейно, как го­ ворится, «в лоб»; внешние изобразитель­ ные черты несколько преобладали над образами психологического порядка. И все же жаль, что кантата - симфония незаслуженно забыта, она стоит того, чтобы ее возродить. Может быть, это следовало бы сделать в специальном концерте «Композиторы-сибиряки в годы Великой Отечественной» или в цикле «исто­ рических» концертов, посвященных сибир­ ской музыке- Другим значительным произведением ком­ позитора тех лет была «Сибирь атаман­ ская» — сямфоническая повесть о партизан­ ской борьбе в Сибири против колчаковских войск. Закончилась великая война, возникли но­ вые задачи, новые творческие планы. Самое главное, нужн-о было влозь окунуться в сти­ хию народного быта и музыки, чтобы уз­ нать, какие проблемы волнуют Людей. И Новиков все свободное время использует для записей народных песен. Еще в юности он вместе с известным фольклористом и эт­ нографом А. Анохиным каждое лето «ухо­ дил за песнями». Их записи на восковых валик-ах фонографа хранятся во многих го­ родах — Бийске, Горно-Алтайске, Томске, Барнауле. «Он был,— рассказывает Андрей Пор­ фирьевич об А. Анохине,-— прирожденным актером: для того, например, чтобы успеш­ но записать горно-алтайские песни, Анохин мог тут же перевоплотиться в шамана и, накинув на себя шкуры, взяв в руки бубен и колотушку, на глазах у пораженных и притихших охотников и скотоводов изобра­ жал целое шаманское действо. Здесь были и выкрики, тих-ое и экзальтированное пение, медленный и быстрый танец с «рваным» ритмом,— словом, типичные и наиболее впе­ чатляющие этапы камлаЕНия. После этого, отдыхая у костра, он беседовал с ал­ тайцами на их же языке и, конечно, пользо­ вался полным доверием местных песенни­ ков и сказителей. А как о« знал историю и быт народов Алтая! Об зггом также он мог рассказывать целыми часами». Запомнились и встречи с талантливым по­ этом и драматургом, одним из основателей литературы Горного Алтая — Павлом Ку- чияком. Он создал национальный театр «Улала», сам писал для него пьесы, ставил их и был в числе артистов. Андрей Пор­ фирьевич написал музыку к нескольким спектаклям этого театра. В 1945 году в Новосибирске возникли два художественных коллектива, сыгравшие весьма важную роль в развитии музыкаль­ ной кульгпу-ры Сибири,-—театр оперы и ба­ лета и Сибирский народный хор. Основате­ лем и первым художественным руководите­ лем хора был Николай Петрович Кар-оль- ков, но вскоре эстафету принял у него В. Левашов. Хор постоянно нуждался в об­ новлении своего репертуара, и Новиков вме­ сте с Левашовым совершил несколько па­ мятных поездок в районы Алтая, Новосибир­ ской, Томской областей. Композиторы шире, глубже узнали жизнь сибиряков, их героиче­ ский т.руд, грандиозные планы. Запом'НИ- лись, например, встречи с председателем од­ ного из крупных алтайских колхозов Геро­ ем Социалистического Труда Ф. Гринько. Он с-пел современную сибирскую песню «Не сама машина ходит», вскоре подхва­ ченную народными певцами п-о всей стране. Исполнитель даже рассердился, узнав о не­ ожиданной художественной славе, и шутли­ во поругался с композитором по этому по­ воду. Как сообщил вскоре Н. П. Король­ ков, эту песню в другом варианте он слы­ шал -на Алтае еще до Октября. Ее пели рекруты, которых должна была «машина- паровоз» увезти в далекие края. В совре­ менной же песне все изменилось, и вместо печали зазвучал широкоразмашистый, энер­ гичный напев частушечного плана. Но самое большое открытие в те годы — песни Оленичевой. Аграфена Максимовна пела тогда в Омском народном хоре и, как нередко бывает, мало чем выделялась там из среды друзей и соратников по работе. Песни Оленичевой, записанные в 1952 го­ ду («Эх, поля, да вы поля», «Все поля да и долины», «По барабински-м степам», «Ельни­ чек да и березиичек» и многие другие), бук­ вально потрясли композиторов своей мощью, удивительно свежим, своеобразным распевом в сибирской лирико-эпической ма­ нере. Вскоре они зазвучали по всей стране, а Олени-чева была приглашена в Москву и та.м, в Доме композиторов, произвела насто­ ящую сенсацию и своим пением, и чудесны­ ми песнями. Свыше 70 песен из уникального собрания А. Новикова и В. Левашова было опублико­ вано в сборнике, изданном в начале 50-х годов в-Новосибирске. В 1963 году сборник был переиздан в Москве издательством «Советский композитор» и мгновенно рас­ куплен, хотя тираж был немалым. Видимо,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2