Сибирские огни, 1974, №6
ты-оимфонии на первый плащ выносит обра зы борьбы, победы. Переполненный зал с большим подъемом принял это произведение, тем более, что его исполняли прославленный иа весь мир сим фонический оркестр Ленинградской филар мония, эвакуировавшийся тогда в Новоси бирск, и хор СибВО. Дирижировал Курт Заидерлинг, ныне признанный глава дири жеров ГДР, вступительное слово произнес Иван Соллертинский. Вспоминая :все это, Андрей Порфирьевич честно признается, что и тогда, и теперь вряд ли смог бы подробно рассказать о со бытиях этого памятного для него концер та,— так велико было волнение. Запомни лось лишь, что 'всех поразило необычное со четание: оркестр в черных фраках и белых сорочках, а за ним, ;во всю длину сцены,— солдаты ансамбля в защитной форме с ма линовыми петлицами. Радость творческой удачи омрачило боль шое го-ре: на другой день скончался так много сделавший для успеха «Мщения» один из крупнейших советских музыкан тов — профессор И. И. Соллертинский. Сейчас, просматривая, партитуру «Мще ния», более отчетливо видишь и несомнен ные удачи, и просчеты молодого тогда ком позитора. Может быть, это сказывается в том, что борьба антагонистических сил решена слишком прямолинейно, как го ворится, «в лоб»; внешние изобразитель ные черты несколько преобладали над образами психологического порядка. И все же жаль, что кантата - симфония незаслуженно забыта, она стоит того, чтобы ее возродить. Может быть, это следовало бы сделать в специальном концерте «Композиторы-сибиряки в годы Великой Отечественной» или в цикле «исто рических» концертов, посвященных сибир ской музыке- Другим значительным произведением ком позитора тех лет была «Сибирь атаман ская» — сямфоническая повесть о партизан ской борьбе в Сибири против колчаковских войск. Закончилась великая война, возникли но вые задачи, новые творческие планы. Самое главное, нужн-о было влозь окунуться в сти хию народного быта и музыки, чтобы уз нать, какие проблемы волнуют Людей. И Новиков все свободное время использует для записей народных песен. Еще в юности он вместе с известным фольклористом и эт нографом А. Анохиным каждое лето «ухо дил за песнями». Их записи на восковых валик-ах фонографа хранятся во многих го родах — Бийске, Горно-Алтайске, Томске, Барнауле. «Он был,— рассказывает Андрей Пор фирьевич об А. Анохине,-— прирожденным актером: для того, например, чтобы успеш но записать горно-алтайские песни, Анохин мог тут же перевоплотиться в шамана и, накинув на себя шкуры, взяв в руки бубен и колотушку, на глазах у пораженных и притихших охотников и скотоводов изобра жал целое шаманское действо. Здесь были и выкрики, тих-ое и экзальтированное пение, медленный и быстрый танец с «рваным» ритмом,— словом, типичные и наиболее впе чатляющие этапы камлаЕНия. После этого, отдыхая у костра, он беседовал с ал тайцами на их же языке и, конечно, пользо вался полным доверием местных песенни ков и сказителей. А как о« знал историю и быт народов Алтая! Об зггом также он мог рассказывать целыми часами». Запомнились и встречи с талантливым по этом и драматургом, одним из основателей литературы Горного Алтая — Павлом Ку- чияком. Он создал национальный театр «Улала», сам писал для него пьесы, ставил их и был в числе артистов. Андрей Пор фирьевич написал музыку к нескольким спектаклям этого театра. В 1945 году в Новосибирске возникли два художественных коллектива, сыгравшие весьма важную роль в развитии музыкаль ной кульгпу-ры Сибири,-—театр оперы и ба лета и Сибирский народный хор. Основате лем и первым художественным руководите лем хора был Николай Петрович Кар-оль- ков, но вскоре эстафету принял у него В. Левашов. Хор постоянно нуждался в об новлении своего репертуара, и Новиков вме сте с Левашовым совершил несколько па мятных поездок в районы Алтая, Новосибир ской, Томской областей. Композиторы шире, глубже узнали жизнь сибиряков, их героиче ский т.руд, грандиозные планы. Запом'НИ- лись, например, встречи с председателем од ного из крупных алтайских колхозов Геро ем Социалистического Труда Ф. Гринько. Он с-пел современную сибирскую песню «Не сама машина ходит», вскоре подхва ченную народными певцами п-о всей стране. Исполнитель даже рассердился, узнав о не ожиданной художественной славе, и шутли во поругался с композитором по этому по воду. Как сообщил вскоре Н. П. Король ков, эту песню в другом варианте он слы шал -на Алтае еще до Октября. Ее пели рекруты, которых должна была «машина- паровоз» увезти в далекие края. В совре менной же песне все изменилось, и вместо печали зазвучал широкоразмашистый, энер гичный напев частушечного плана. Но самое большое открытие в те годы — песни Оленичевой. Аграфена Максимовна пела тогда в Омском народном хоре и, как нередко бывает, мало чем выделялась там из среды друзей и соратников по работе. Песни Оленичевой, записанные в 1952 го ду («Эх, поля, да вы поля», «Все поля да и долины», «По барабински-м степам», «Ельни чек да и березиичек» и многие другие), бук вально потрясли композиторов своей мощью, удивительно свежим, своеобразным распевом в сибирской лирико-эпической ма нере. Вскоре они зазвучали по всей стране, а Олени-чева была приглашена в Москву и та.м, в Доме композиторов, произвела насто ящую сенсацию и своим пением, и чудесны ми песнями. Свыше 70 песен из уникального собрания А. Новикова и В. Левашова было опублико вано в сборнике, изданном в начале 50-х годов в-Новосибирске. В 1963 году сборник был переиздан в Москве издательством «Советский композитор» и мгновенно рас куплен, хотя тираж был немалым. Видимо,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2