Сибирские огни, 1974, №6
ки хорошо знакомых Новикову сибирских народных песен, оркестровая сюита на ха касские народные темы (а перед этим он принял участие в специальной фольклорной экспедиции в Хакасию). Все это во многом определило дальнейшее направление твор ческих интересов композитора. В Ленинградской консерватории, где Но виков продолжал свое образование, его принял к себе в класс П. В. Рязанов (воспи татель таких известных композиторов, как В. Соловьев-Седой, И. Дзержинский, О. Чишко и др.). Казалось бы, все шло ус пешно. Даже профессор по скрипке, знаме нитый Мирон Полякин был, кажется, до волен молодым композитором, но вот това рищи стали замечать, что Новиков чаете бывает невесел, подолгу задумывается, не пишет музыиу. Причина выяснилась в от кровенной беседе с профессором Рязановым: родители заболели, надо было помогать, да и сам оп почувствоал себя неважно (ска зались многие дня недоедания, недосыпа ния). Нелегко было принять решение, одна ко Новиков все-таки уехал обратно в Си бирь с тайной надеждой снова вернуться в Ленинград и закончить консерваторию. Жизнь рассудила иначе,— много раз при езжал он позднее в город «а Неве, но уже не как студент, а как известный компози тор... Одним из важных культурных очагов Но восибирска того времени был Радиокоми тет,— сюда на должность музыкального ре дактора и пригласили вскоре Андрея Пор- фирьевича. При Радиокомитете работал сов сем молодой еще симфонический оркестр, насчитывавший без малого 60 человек. Му зыка его звучала не только по радио,— боль шим успехом пользовались открытые вы ступления перед новосибирцами в том па мятном всем горожанам клубе, который сей час .носит гордое имя Октябрьской револю ции. Для него писали и местные сибирские композиторы — Нечаев, Невитов, здесь про бовал свои силы и Новиков. Успешными были его выступления в каче стве музыкального оформителя и компози тора в Новосибирской киностудии. С его музыкой вышли фильмы: «В горах Алтая», «Горная Шория», «Родная Хакасия» и мно гие другие. Самой важаой датой своей творческой и исполнительской жизни композитор счита ет 1939 год, когда в Сибири создавался Ан самбль песни и пляски СибВО. С самого на чала биография этого ансамбля связана с именем Новикова. Молодой композитор по нимал: для того, чтобы сибирский ансамбль стал признанным, авторитетным коллекти вом, ему нужно найти свое творческое ли цо, свое направление. Можно было ожидать, что ансамбль станет естественным центром притяжения творческих сил Сибири,— и это также накладывало большую ответствен ность. И, посоветовавшись с командованием Округа, композитор уверенно взял курс на местную сибирскую тематику. ...В первое военное утро 1941 года ан самбль был в Барнауле, должен был вы ступать на открытии перед бойцами. И в этот день он действительно много выступал. но песни звучали уже как напутствие тем, кто отправлялся на фронты Великой Оте чественной войны. К ним, прежде всего, было обращено и дальнейшее творчество композитора. В годы войны и в первые послевоенные годы Андрей Порфирьевич написал такие широко известные песни, как «Россия», «Си бирская стрелковая», «То не птица белокры лая», «Встречай, дорогая», «Поднимались седые бураны»,.—всего в содружестве с по этами Василием Пухначевым, Александром Смердо’вым и другими было создано более 150 песен. Всем, кто был солдатом, известно то тре вожное, нередко тягостное поначалу чувст во, которое овладевает в первые дни прибы тия в воинскую часть, где свое «я» резко отступает на второй план, подчиняясь суро вой и жесткой воинской дисциплине. Лишь потом солдат понимает, что строгое регла ментирование .всех норм его жизни и пове дения диктуется высокой целесообраз ностью. Но в первые месяцы вдали от дома солдату .нужна и поддержка. Жизнь показа ла, что одним из таких добрых друзей в суровой солдатской жизни является песня. Одна из них — «Прощальная», на слова В. Пухначева, проникнута светлым лириче ским чувством, добрыми воспоминаниями. И новые, и старые солдатские песенные ин тонации, переплетаясь, создают ту неповто римую музыку, которая так близка и доро га сердцу воина. Наиболее значительным произведением композитора, созданным в годы Отечест венной войны, явилась кантата-симфония «Мщение» на стихи В. Пухначева. Она на писана в 1942 году и приурочена к 25-й го довщине Великого Октября. Два основных образа пронизывают это этапное произведе ние: гневное обличение фашизма,, как наи более конкретного, выпуклого выражения социального зла, и возвышенная красота духовного склада советских людей, столк нувшихся в смертельной битве с кровавым фашизмом. ...Там, где ц вел и п оля, Где т р у д п р о ш ел со сл ав о й , Р у к о й в р а га к р о в ав о й О б р ащ ен а в п у сты н ю Ц в е т у щ а я зе м л я ...— тихо, с затаенной горечью начинают суровую повесть бас и симфонический оркестр. И так же тихо в тревожном шелесте скрипок вступает хор: З а к о в а н н ы й в броню , Б р ед е т у п ы р ь к р о в ав ы й ... Все дальнейшее развитие темы связано с образами борьбы и мести. Нарастающей ла вине «музыки нашествия», несущей с собою горе, душевное смятение,— хор и оркестр, как бы соревнуясь, остро и сильно нагнета ют напряжение темы «войны и фашизма»,— здесь противопоставлен образно-тематиче ский материал, связанный с русской песеч- ностью, именно она становится в конечном счете господствующей, утверждающей оп тимистическую идею произведения. Звучит торжественно-траурный реквием: «Склоните знамена!» — и снова в бой. Финал канта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2