Сибирские огни, 1974, №6

ки хорошо знакомых Новикову сибирских народных песен, оркестровая сюита на ха­ касские народные темы (а перед этим он принял участие в специальной фольклорной экспедиции в Хакасию). Все это во многом определило дальнейшее направление твор­ ческих интересов композитора. В Ленинградской консерватории, где Но­ виков продолжал свое образование, его принял к себе в класс П. В. Рязанов (воспи­ татель таких известных композиторов, как В. Соловьев-Седой, И. Дзержинский, О. Чишко и др.). Казалось бы, все шло ус­ пешно. Даже профессор по скрипке, знаме­ нитый Мирон Полякин был, кажется, до­ волен молодым композитором, но вот това­ рищи стали замечать, что Новиков чаете бывает невесел, подолгу задумывается, не пишет музыиу. Причина выяснилась в от­ кровенной беседе с профессором Рязановым: родители заболели, надо было помогать, да и сам оп почувствоал себя неважно (ска­ зались многие дня недоедания, недосыпа­ ния). Нелегко было принять решение, одна­ ко Новиков все-таки уехал обратно в Си­ бирь с тайной надеждой снова вернуться в Ленинград и закончить консерваторию. Жизнь рассудила иначе,— много раз при­ езжал он позднее в город «а Неве, но уже не как студент, а как известный компози­ тор... Одним из важных культурных очагов Но­ восибирска того времени был Радиокоми­ тет,— сюда на должность музыкального ре­ дактора и пригласили вскоре Андрея Пор- фирьевича. При Радиокомитете работал сов­ сем молодой еще симфонический оркестр, насчитывавший без малого 60 человек. Му­ зыка его звучала не только по радио,— боль­ шим успехом пользовались открытые вы­ ступления перед новосибирцами в том па­ мятном всем горожанам клубе, который сей­ час .носит гордое имя Октябрьской револю­ ции. Для него писали и местные сибирские композиторы — Нечаев, Невитов, здесь про­ бовал свои силы и Новиков. Успешными были его выступления в каче­ стве музыкального оформителя и компози­ тора в Новосибирской киностудии. С его музыкой вышли фильмы: «В горах Алтая», «Горная Шория», «Родная Хакасия» и мно­ гие другие. Самой важаой датой своей творческой и исполнительской жизни композитор счита­ ет 1939 год, когда в Сибири создавался Ан­ самбль песни и пляски СибВО. С самого на­ чала биография этого ансамбля связана с именем Новикова. Молодой композитор по­ нимал: для того, чтобы сибирский ансамбль стал признанным, авторитетным коллекти­ вом, ему нужно найти свое творческое ли­ цо, свое направление. Можно было ожидать, что ансамбль станет естественным центром притяжения творческих сил Сибири,— и это также накладывало большую ответствен­ ность. И, посоветовавшись с командованием Округа, композитор уверенно взял курс на местную сибирскую тематику. ...В первое военное утро 1941 года ан­ самбль был в Барнауле, должен был вы­ ступать на открытии перед бойцами. И в этот день он действительно много выступал. но песни звучали уже как напутствие тем, кто отправлялся на фронты Великой Оте­ чественной войны. К ним, прежде всего, было обращено и дальнейшее творчество композитора. В годы войны и в первые послевоенные годы Андрей Порфирьевич написал такие широко известные песни, как «Россия», «Си­ бирская стрелковая», «То не птица белокры­ лая», «Встречай, дорогая», «Поднимались седые бураны»,.—всего в содружестве с по­ этами Василием Пухначевым, Александром Смердо’вым и другими было создано более 150 песен. Всем, кто был солдатом, известно то тре­ вожное, нередко тягостное поначалу чувст­ во, которое овладевает в первые дни прибы­ тия в воинскую часть, где свое «я» резко отступает на второй план, подчиняясь суро­ вой и жесткой воинской дисциплине. Лишь потом солдат понимает, что строгое регла­ ментирование .всех норм его жизни и пове­ дения диктуется высокой целесообраз­ ностью. Но в первые месяцы вдали от дома солдату .нужна и поддержка. Жизнь показа­ ла, что одним из таких добрых друзей в суровой солдатской жизни является песня. Одна из них — «Прощальная», на слова В. Пухначева, проникнута светлым лириче­ ским чувством, добрыми воспоминаниями. И новые, и старые солдатские песенные ин­ тонации, переплетаясь, создают ту неповто­ римую музыку, которая так близка и доро­ га сердцу воина. Наиболее значительным произведением композитора, созданным в годы Отечест­ венной войны, явилась кантата-симфония «Мщение» на стихи В. Пухначева. Она на­ писана в 1942 году и приурочена к 25-й го­ довщине Великого Октября. Два основных образа пронизывают это этапное произведе­ ние: гневное обличение фашизма,, как наи­ более конкретного, выпуклого выражения социального зла, и возвышенная красота духовного склада советских людей, столк­ нувшихся в смертельной битве с кровавым фашизмом. ...Там, где ц вел и п оля, Где т р у д п р о ш ел со сл ав о й , Р у к о й в р а га к р о в ав о й О б р ащ ен а в п у сты н ю Ц в е т у щ а я зе м л я ...— тихо, с затаенной горечью начинают суровую повесть бас и симфонический оркестр. И так же тихо в тревожном шелесте скрипок вступает хор: З а к о в а н н ы й в броню , Б р ед е т у п ы р ь к р о в ав ы й ... Все дальнейшее развитие темы связано с образами борьбы и мести. Нарастающей ла­ вине «музыки нашествия», несущей с собою горе, душевное смятение,— хор и оркестр, как бы соревнуясь, остро и сильно нагнета­ ют напряжение темы «войны и фашизма»,— здесь противопоставлен образно-тематиче­ ский материал, связанный с русской песеч- ностью, именно она становится в конечном счете господствующей, утверждающей оп­ тимистическую идею произведения. Звучит торжественно-траурный реквием: «Склоните знамена!» — и снова в бой. Финал канта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2