Сибирские огни, 1974, №6
ИСКУССТВО А. и И. Айзенштадт «Я ТЯГОТЕЮ К НАРОДНЫМ ЖАНРАМ» Народный артист РСФСР, композитор, фольклорист, художественный руководитель Сибирского народного хора, общественный деятель... Когда думаешь о том, что же составляет главную особенность характера Андрея Порфирьеэича Новикова, сразу же бросает ся в глаза доброта, полная благожелатель ность к собеседнику. Возможно, в этом ска зывается отношение к жизни мудрого, щед ро одаренного человека. Но вот стоит прий ти на репетицию Сибирского хора, на ка кое-либо заседание сибирских композиторов и музыковедов, и впечатление может изме ниться: в вопросах принципиальных, кото рые касаются проблем развития нашей му зыки, он подчеркнуто строг, даже иногда не примирим... Он принадлежит к той замечательной пле яде советских композиторов, которых мы .на зываем «песенниками». И хотя у них име ется немало произведений других жанров, все же песенность — и как стиль, и как ос новной идейно-тематический стержень — пронизывает все их творчество. А у Нови кова песня •— Сибирь... Детство и юность его прошли в Барнау ле, на улице Подгорной (композитор уверя ет, что отсюда пошла по всей стране зна менитая «Подгорная», которая, кстати, впер вые была им и опубликована). Отец — слу жащий у одного из тамошних купцов-. Мать родилась и жила в очень бедной крестьян ской семье, родители ее ослепли от оспы, и долгие годы о,на была их поводырем. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Маль чик жадно впитывал все это, сам порывал ся играть на чем-нибудь, мог «сутками» петь разные сибирские песни: в Барнауле, и особенно на той самой Подгорной улице, перепеть их все было невозможно. Пришли они из Рязанщины, Орловщины, Псковщины и многих других краев необъятной Руси, не мало было и таких, что родились именно в Сибири... С улыбкой вспоминает Андрей Пэрфирье- вич (а тогда, конечно, не до смеху было), как долго вымаливал он у родителей разре шение посвятить себя музыке, а родители хотели, чтобы о,н занялся «делом» — учил ся на доктора. Но мальчик настоял на сво ем и стал брать уроки у -местного театраль ного скрипача Сви.нкияа. Но, пожалуй, осо бенно дороги были ему уроки теории му зыки у Константина Николаевича Нечаева, образованного, талантливого теоретика и композитора. В памяти осталось велико лепное мастерство -нечаевских импровизаций на рояле для сопровождения «немых» ки нофильмов, когда из какой-нибудь знако мой мелодии рождались целые произведе ния. И позже, когда Нечаев стал известным композитором, одним из-основателей Новоси бирской консерватории им. М. И. Глинки, Андрей П-орфирьевич с большим уважением внимательно прислушивался к его автори тетным замечаниям и пожеланиям... Желание серьезно и целиком посвятить себя музыке было настолько велико, а роди тели относились к этому настолько сдер жанно, что ю-ный Новиков после недолг-и,х раздумий вместе со своим другом попросту сбежал из дома в Томск. Им повезло тог да, их приняли в старейшее в Сибири, ос нованное еще по инициативе Антона Рубин штейна музыкальное училище (музыкаль ный техникум). И учиться Новиков стал сразу по двум специальностям — в классах скрипки и композиции. На выпускном экза мене по скрипке он с успехом исполнил зна менитый «Скрипичный концерт» Ф. Мен дельсона и известную «Сонату» Э. Грига для скрипки и фортепиано Но предстоял еще и другой экзамен — п-о композиции, здесь репертуар был совсем иным: обработ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2