Сибирские огни, 1974, №6

ИСКУССТВО А. и И. Айзенштадт «Я ТЯГОТЕЮ К НАРОДНЫМ ЖАНРАМ» Народный артист РСФСР, композитор, фольклорист, художественный руководитель Сибирского народного хора, общественный деятель... Когда думаешь о том, что же составляет главную особенность характера Андрея Порфирьеэича Новикова, сразу же бросает­ ся в глаза доброта, полная благожелатель­ ность к собеседнику. Возможно, в этом ска­ зывается отношение к жизни мудрого, щед­ ро одаренного человека. Но вот стоит прий­ ти на репетицию Сибирского хора, на ка­ кое-либо заседание сибирских композиторов и музыковедов, и впечатление может изме­ ниться: в вопросах принципиальных, кото­ рые касаются проблем развития нашей му­ зыки, он подчеркнуто строг, даже иногда не­ примирим... Он принадлежит к той замечательной пле­ яде советских композиторов, которых мы .на­ зываем «песенниками». И хотя у них име­ ется немало произведений других жанров, все же песенность — и как стиль, и как ос­ новной идейно-тематический стержень — пронизывает все их творчество. А у Нови­ кова песня •— Сибирь... Детство и юность его прошли в Барнау­ ле, на улице Подгорной (композитор уверя­ ет, что отсюда пошла по всей стране зна­ менитая «Подгорная», которая, кстати, впер­ вые была им и опубликована). Отец — слу­ жащий у одного из тамошних купцов-. Мать родилась и жила в очень бедной крестьян­ ской семье, родители ее ослепли от оспы, и долгие годы о,на была их поводырем. Дома у Новиковых в свободное время всегда звучали музыка, песни, шутки. Маль­ чик жадно впитывал все это, сам порывал­ ся играть на чем-нибудь, мог «сутками» петь разные сибирские песни: в Барнауле, и особенно на той самой Подгорной улице, перепеть их все было невозможно. Пришли они из Рязанщины, Орловщины, Псковщины и многих других краев необъятной Руси, не­ мало было и таких, что родились именно в Сибири... С улыбкой вспоминает Андрей Пэрфирье- вич (а тогда, конечно, не до смеху было), как долго вымаливал он у родителей разре­ шение посвятить себя музыке, а родители хотели, чтобы о,н занялся «делом» — учил­ ся на доктора. Но мальчик настоял на сво­ ем и стал брать уроки у -местного театраль­ ного скрипача Сви.нкияа. Но, пожалуй, осо­ бенно дороги были ему уроки теории му­ зыки у Константина Николаевича Нечаева, образованного, талантливого теоретика и композитора. В памяти осталось велико­ лепное мастерство -нечаевских импровизаций на рояле для сопровождения «немых» ки­ нофильмов, когда из какой-нибудь знако­ мой мелодии рождались целые произведе­ ния. И позже, когда Нечаев стал известным композитором, одним из-основателей Новоси­ бирской консерватории им. М. И. Глинки, Андрей П-орфирьевич с большим уважением внимательно прислушивался к его автори­ тетным замечаниям и пожеланиям... Желание серьезно и целиком посвятить себя музыке было настолько велико, а роди­ тели относились к этому настолько сдер­ жанно, что ю-ный Новиков после недолг-и,х раздумий вместе со своим другом попросту сбежал из дома в Томск. Им повезло тог­ да, их приняли в старейшее в Сибири, ос­ нованное еще по инициативе Антона Рубин­ штейна музыкальное училище (музыкаль­ ный техникум). И учиться Новиков стал сразу по двум специальностям — в классах скрипки и композиции. На выпускном экза­ мене по скрипке он с успехом исполнил зна­ менитый «Скрипичный концерт» Ф. Мен­ дельсона и известную «Сонату» Э. Грига для скрипки и фортепиано Но предстоял еще и другой экзамен — п-о композиции, здесь репертуар был совсем иным: обработ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2