Сибирские огни, 1974, №6
ность, и в «Бахчисарайском фвнтане» я за был заметать это Вяземскому...». Он не стесняется сказать правду, если она даж е горька, писателям, как бы они ни были близки ему и как бы ни были уважа емы им. Таково, в частности, его высказы вание о языке Г. Державина, которому, по мнению Пушкина, не хватало «русской гра моты». Но он никогда не был в своих оцен ках одн-осторонен. Таким он предстает пе ред нами и ,в этом случае. Подвергнув мас титого поэта критике за язык, Пушкин пег останавливается на этом. Он отдает долж ное и тому, что составляет сильную сторо ну Г. Державина. И говорит об этом не вообще, а конкретно и потому — убедитель но. «Что ж в нем?» — спрашивает Пушкин, имея в виду достоинства поэзии Г. Д ерж а вина. И отвечает: «Мысли, картины и дви жения истинно поэтические. Читая его, ка жется, читаешь какой-то дурной вольный перевод с ч у д е с н о г о п о д л и н н и к а » (разрядка моя — Л. Р.). Известны знаменитые слова Пушкина о В. Жуковском, сказанные им в письме к К. Рылееву: «Согласен с Бестужевым во мнении о критической статье Плетнева, но не соглашаюсь с строгим приговором о Жуковском. Зачем кусать нам груди кор милицы нашей? потому что зубки прореза лись?» Примечательные слова! А сколько глубины, точности и меткости в его замечаниях, сделанных по поводу самых различных явлений современной ему поэзии, как бы оброненных им мимоходом. Вот его «Возражения на статью Кюхельбе кера»: «Критик смешивает вдохновение с восторгом...»,— говорит он о Кюхель бекере. И уточняет свою мысль: «В д о х- н о в е н и е... есть расположение души к живому принятию впечатлений...». Тогда как « . . . в о с т о р г исключает с п о к о й с т в и е , необходимое условие п р е к р а с- н о г о . Восторг не предполагает силы ума, располагающей частей в их отношении к целому..., следственно ве в силе произвесть великое совершенство (без которого нет лирической поэзии)... Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохнове ния не существует». Или его замечания об остроумии в поэ зии, которым, по мнению поэта, некоторые авторы хотят восполнить отсутствие чувст ва, без коего нет поэзии. «Мелочное остро умие заменило чувство»,— пишет он в за метке «О поэзии классической и романти ческой». А в заметках на полях сборника К. Батюшкова по поводу его элегии «Уми рающий Тасс» замечает: «Эта элегия, ко нечно, ниже его славы». И обосновывает: «Остроумие, а не чувство». Примечательны его мысли о целенаправ ленности стихов и их поэтическом наполне нии. Когда знакомишься с его признани ем о том, что он больше любит «стихи без плана, чем план без стихов», сделанным в письме А. Бестужеву, а затем — с его замечанием ло поводу одного стихотворе ния К. Батюшкова, цель которого, как ему представляется, «не довольно ясна», что «недостаточно то, что выполнено прекрас но»,— начинаешь понимать, что два эти важные понятия поэт рассматривал в их нерасто;ржимом единстве. Среди наиболее талантливых и умных пи- сателей-соратников он, невзирая на ссылку, становится общепризнанным вождем рус ской реалистической литературы. К нему, в ссылку, посылают поэты и прозаики свои рукописи, с ним советуются, от него ждут слова о своем труде «е только ровесники, но и люди, которые еще недавно благослов ляли ело на литературный путь. В этом смысле, составляя записку в III отделение о разрешении на выпуск литера турного периодического издания, он имел полное право сказать о себе: «Могу сказать, что в последнее пятилетие царствования по койного государя я имел ,на сословие лите раторов гораздо более влияния, чем мини стерство, несмотря на несоизмеримое нера венство средств». А мы можем добавить к этому, что влия ние, которое оказывал поэт на литераторов, распространялось не только на них. И было оно не только литературным. Огонь его сво бодолюбия питал души декабристов. И, ког да они были разгромлены, вольнолюбивая лирика поэта стала на долгие годы, может быть, единственным хранителем того огня, от которого потом зажигало свой факел не одно поколение революционных людей Рос сии. Таков — в общих чертах — портрет Поэ та периода михайловской ссылки. Таков его жизненный и писательский подвиг, совер шенный им в эти два года опалы. Таковы некоторые гражданские, профессионально- писательские и нравственные уроки, которые он завещал нам... 7 Вот и прошел, отзвенел, отсверкал Пер вый Всесоюзный пушкинский праздник Поэ зии. Он был действительно Всесоюзным. И, более того, он — без преувеличения -— был всемирным. Ибо на нем прозвучали слова горячей любви и глубочайшего признания Пушкину, произнесенные не только русски ми и не только советскими поэтами. О нем говорили на украинском и грузинском, бело русском и армянском, молдавском и балкар ском, башкирском и калмыцком, азербайд жанском и мансийском, литовском и якут ском языках. О нем говорили на своих язы ках Европа и Азия, Африка и Латинская Америка. Они говорили о том, что солнце его поэзии не тускнеет с годами, а, разгора ясь все ярче и ярче, восходит и над их кон тинентами. Бессмертное солнце Поэзии и Свободы... Мы возвращались по той же дороге, по которой ехали сюда. И снова десятки и сот ни заводских и колхозных автобусов и гру зовиков, личных автомашин и пестрошашеч ных такси, мотоциклов и велосипедов тя нулись по шоссе, иногда сворачивая с него на свою районную трассу или на колхоз ную, полевую дорогу. Одни подъезжали к воротам своих поселков и деревень. Другие двигались дальше — в Псков, в Москву, в Киев, в Новосибирск. Ехали десятки 'ты-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2