Сибирские огни, 1974, №6
Т а к в е рши л с я подвиг великой любви. К а кую нежно с ть чувств про несли ж е н а и м уж Трубецки е скво зь жу т ко е сибирское т рид ц а ти л е ти е , к а к ую н ер а с тр ач енную силу привязанности , чистоты! Одн а из тех, кто по сл едо в ал в Сибирь за д ек абри с т ами , ф р а н ц у ж е н к а По лин а Анненкова вспоминает: «З а к лю ч ен ны х всегда о к р уж а л и со всех сторон солдаты , т а к что ж е ны могли их видеть только издали. Кн я зь Трубецкой с ры в а л цветы на пути своем, д е л а л букет и о с т а в л я л его на земле, а не сч а стная ж е н а подходила поднять букет т оль ко тогда, когда с олд а ты не могли этого видеть. Кроме того, эти две прелестные женщины , и зб ал о в анны е р а н ьш е жи знью , изн еженные воспитанием , терпели в с я ки е лишения и геройски переносили все... Т аким о б р а з ом они провели почти год в Нерчинске, а потом были переведены в Читу. Конечно, в письмах своих к родным они не могли ум олч а т ь ни о Бу рн аш е в е , ни о тех лишениях, каким по д в ер г а лись, и, вероятно, неистовства Б у р н аш е в а были приняты не так, как он ож и д а л , потому что он пот ерял свое место...» Естественно, письма кня гинь б у до р ажи ли общество, вы зывали , не сомненно, н а р е к ан и я , ропот, намеки на то, что жес токос т ь сия исходит от с амо го го судар я имп ер а т ор а . Н а счастье дек абри с тов, Б у р н аш е в был зам енен ген ер алом С т ани сл а в ом Ром ано ви ч ем Л еп а р с к им , человеком, умевшим сочетать вернос т ь престолу с душевностью , сегодняшний д ен ь с историей, прек р а сн о понимавшим , к а к буде т вы гляд е т ь тюр емщик в г л а з а х будущих поколений. В то ж е вр ем я во зни кл а идея собра т ь д е к а б р и с т о в -к а т о рж ан в одно место, д абы ум еньшит ь их революциони зирующе е влияние на местное население и на ка торжнико в -у голо внико в . Т аким местом была выб р ан а с т о ящ а я на высоком берегу реки Ингоды д ер е в уш к а Чита. 11 сент ября 1827 года, опередив на д в а дня м уж ей своих, Т руб ец к а я и Волкон ская вы ехали в Читу. «Чита стоит на горе, т а к что я у вид ел а ее и з д а л е к а ,— пишет в своих «З апи с к ах» По лин а Анн енков а ,— к тому же, бурят, который вез меня,, п о к а з а л мне пальцем , к а к т олько Чи т а о т крыл а с ь нашим г л а зам . Это сме тли вые люди: они уж е успели при гл яд е ть ся к нашим д ам ам , кото рые ехали т уда одна за другою. Чи т а ныне (1861 — год напис ания «Запи сок» ) уездный город: тогда это была м а л е н ь к а я деревн я, со с т о я вш а я из 18-ти т олько домов. Тут был когда-то с т арый острог, куда п е р в о н а ч а л ь н о й поместили декабристов» . Нынешние читинцы с гордостью поведут вас на застроенную д е р е вянными д ом ами улицу, ко т ор а я в те поры получила н а зв ани е « Д а м ская» . Очень ж а л ь , что история н аш а российская, з а п еч а тл енн а я в име нах городов и улиц, смы в а е т с я водой времени, пре т ерпева е т бесконеч ные перемены . Пер ем енило с ь н а з в а н и е и Д ам с к о й улицы в Чите. О д нако крепко рубленные д ом а еще стоят, д ож и в аю т свой деревянный век,— к ам е н н а я Чи т а , центр промышленно го и с ельскохозяйственного З а б а й к а л ь я , теснит, обно вл я ет старое. М еж д у тем , именно э т а улица, осно в анн а я ж е н ам и д ек абри с то в , из которых одни срубили новые дома , другие поселились у с т ар ож и л о в , пе рестроив избы на свой л ад , д а л а с ерье зный экономический толчок д е р е вушке в в о с емн адц а т ь домов. Эта улица с т ал а с в о еобр а зным духовным центром Сибири ,— сюд а приходили письма и книги из России, отсюда исходила вся информ аци я о жи з ни д ек абри с то в в Сибири — теперь уж е не от восьми человек, а ото всех, собранных под к рышу Читинского острога, писали жены родным и близким . А л е к с а н д р а М у р а в ь е в а , П о л и на Анненкова, Е л и з а в е т а Н а рыш к ин а , А л е к с а н д р а Е н т а л ьц е в а , чуть поз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2