Сибирские огни, 1974, №6
Как привидение, за рощею сосновой Луна туманная взошла..., (« Н е н а стн ы й день потух...» ) «Всё мрачную тоску на душу мне наво дит»,— сознается поэт. И все же его жизнестойкость, его вера в лучшее будущее родины, вера в перемену к лучшему в своей лич.ной судьбе, его. воз можно, интуитивное, тяготение, как тяготе ние всего органически здорового, к свету спасают его. Он пишет знаменитую «Вакхи ческую песню»: Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма1 Он пишет «Подражание Корану», в кото ром выражает надежду: Да притечем и мы ко свету, И да падет с очей туман... Именно в Михайловском родились такие бессмертные строки, как — Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты... («К А . П. К.») как — Печален я: со мною друга нет... («19 о к тя б р я » ) или: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя... («Зимний вечер») как строки: Восстань, пророк, и виждь и внемли... («П р о р ок» ) или: Подруга дней моих суровых. Голубка дряхлая моя! («Н яне») В 1825 году он пишет «Андрей Шенье», стихи, которые вызвали гнев царя и бла годарное чувство признательности декаб ристов и всех, кто стоял за ними. В «их есть строки, прямо адресованные поэтом к самому себе: Гордись и радуйся, поэт: Ты не поник главой послушной Перед позором наших лет... И мятежный призыв к «извержению царя: И час придет... И он уж недалек: Падешь, тиран! Негодованье Воспрянет, наконец, Отечества рыданье Разбудит утомленный рок. Это стихотворение, несомненно, является вершиной гражданской лирики поэта, со зданной им в годы -михайловской ссылки. В течение лета и осени поэт, одно за дру гим, пишет вольнолюбивые стихи: «Напрас но ахнула Европа», «оказали раз царю, что, наконец...», «Наброски к замыслу о «Фаусте». Его лирика была духовной пищей пере дового общества его времени. Если неко торые философские и политические идеи будущие декабристы почерпнули на западе, то морально-нравственную почву, на кото рую эти идеи падали, возделывала русская революционная поэзия, и прежде всего ли рика Пушкина. Поражение декабрьского восстания боль но отозвалось в сердце поэта. Тем более, что среди декабристов было -много его лич ных друзей «Я беспокоюсь— и дай бог, чтобы было понапрасну,— пишет он А. Дельвигу в январе 1826 г.— Мне не сказали, что А. Раевский под арестом... Но он болен но гами, и сырость казематов будет для .него смертельна...» А 20 февраля с тоевогой справляется у А. Дельвига: «...что Иван Пущин? Мне ска зали, что 20, т. е. сегодня участь их долж на решиться— сердце не на месте». 14 августа 1826 г. он с раздирающей душу горечью пишет П. Вяземскому: «По вешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей 'ужасна...» Судьба самого поэта находится более, чем когда-либо, в руках царя -и его сатрапов. Он отлично понимает это. «Все-таки я от жан дарма еще не ушел,— пишет он в январе 1826 г. В. Жуковскому,— Легко может ули чить меня в политических разговорах с ка ким-нибудь из обвиняемых. А междс ими друзей моих довольно...» А в июле, после то-то, как он послал письмо царю с просьбой освободить его от ссылки, сообщает П. Вяземскому: «Я уже писал царю... Ж ду ответа, но плохо надеюсь... Я был в связи почти со всеми и в переписке со многими и.з заговор щиков...» Несмотря на разгром декабрьского вос стания, несмотря на смертельную опасность, нависшую над самим поэтом, он не изме нил своего образа мыслей и взглядов на свой долг. «Я гимны прежние пою!»— с гордостью скажет он через год после трагических со бытий на Сенатской площади, уже выпу щенный !из Михайловского. Но и находясь еще в Михайловском, он продолжает петь эти «гимны» свободе. В течение лета и осе ни 1826 г. он -пишет свободолюбивые стихи «К Вяземскому», «Песни о Стеньке Разине». Пишет исполненные жажды нового рево люционного пророка и гнева к новому ца рю, жестоко расправившемуся с декабри стами, стихи: Восстань, восстань, пророк России, В позорны ризы облекись. Иди, и с вервием на вые К убийце гнусному явись. Пишет стихи «И, И. Пущину», обращен ные к его лицейскому другу, то-мящемуся в сибирской каторге: Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье. Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! • Вершиной его гражданской лирики этого периода является стихотворение «Пророк»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2