Сибирские огни, 1974, №6
Российского государства — царствование Бориса Годунова и походы на Москву Лже- дмитрия. Поэт замышляет трагедию, в кото рой главным действующим лицом был бы народ. Поэт впервые признается в этом П. Вя земскому 13 июля 1825 г.: «Я предпринял такой литературный подвиг,— пишет он,— за который ты меня расцелуешь — роман тическую трагедию!..». 13 сентября ему же пишет: «Сегодня кончил 2-ую часть моей трагедии — всех, думаю, будет четыре...» А менее чем через два месяца после этого, 7 ноября 1825 г., спешит обрадовать того же П. Вяземского: «Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов!» Таким образом, непосредственной работой над трагедией поэт был занят чуть менее четырех месяцев. Но на подготовку к этой работе у него, конечно, ушло времени го раздо больше. Создавая реалистическую литературу, Пушкин шел по целине. Так было и сейчас. Принимаясь за трагедию, Пушкину при шлось осмыслить сначала состояние отечест венной драматургии. Первое и единственное драматическое произведение, которое Пуш кин принял восторженно, была комедия A. Грибоедова «Горе от ума», ходившая тогда в списках и завезенная в Михайлов ское И. Пущиным. В письме А. Бестужеву поэт характеризу ет А. Грибоедова как умнейшего и талант ливейшего писателя. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо?» — опрашивает он. И отвечает: «Грибоедов...» и продолжает далее: «А знаешь ли, что та кое Чацкий? Пылкий, благородный и доб рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибо едовым) и напитавшийся его мыслями, ост ротами и сатирическими замечаниями...» Но, размышляя над этой комедией, поэт, как всегда, вщходит в своих выводах дале ко за пределы анализа конкретного произ ведения. Он устанавливает законы. Один из них звучит так: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его — характеры и рез кая картина нравов. В этом отношении Фа мусов н Скалозуб превосходны...» Но комедия А. Грибоедова, наряду-с ко медиями Д. Фонвизина, составляла, как из вестно, скорее исключение, чем правило в драматургии того времени. На театральных подмостках господствовали трагедии, напи санные в стиле отживающего свой век лож ного классицизма. В частности, трагедии B. Озерова. Редактируя статью П. Вяземского, по священную пути В. Озерова, поэт дает на полях статьи убийственную характеристику пьесам этого драматурга. Попутно он дела ет некоторые общие замечания, небезынте ресные и сейчас. В частности, он отмечает, что «противоположности характеров», к ко торым часто прибегал в своих пьесах В. Озеров, сами по себе еще «вовсе не искусство — но пошлая пружина француз ских трагедий». И делает вывод, вполне пророческий: «Слава Озерова уже вянет, а лет через 10,— при появлении истинной кри тики совсем исчезнет». В письме Н. Раевско,му-сыну, написанно му в июле 1825 г., поэт сообщает: «У меня буквально .нет другого общества, кроме ста рушки няни и моей трагедии... Сочиняя ее, я стал размышлять над трагедией вообще. Это, может быть, наименее правильно пони маемый род поэзии. И классики и романти ки основывали свои правила на п р а в д о п о д о б и и , а между тем именно оно-то и исключается самой природой драматическо го произведения. Не говоря уже о времени и проч., какое, к черту, может быть правдо подобие в зале, разделенном на две полови ны, в одной из коих помещается две тыся чи человек, будто бы невидимых для тех, кто находится на подмостках... Истинные гении трагедии никогда не заботились о правдоподобии...» И заключает фразой, значение которой трудно переоценить и сейчас: «...правди вость диалога — вот истинное правило тра гедии». Четыре месяца лета и осени 1825 г., от данные «Борису Годунову», были месяцами напряженнейшей работы поэта. Это видно, в частности, и по его переписке с друзьями. 13 июля он еще только сообщает П. Вязем скому о начале работы над трагедией. А 17 августа обращается с просьбой к В. Жуковскому: «...нельзя ли доставить жи тие какого-нибудь ю р о д и в о г о . . . мне бы очень нужно». Менее, чем через месяц после этого пи шет П. Вяземскому: «...благодарю тебя... за замечание... Карамзина о характере Бориса. Оно мне очень пригодилось. Я смотрел на него с политической точки, не замечая поэ тической стороны: я его засажу за еванге лие, заставлю читать об Ироде и тому по добное...» А в начале ноября, как мы уже упомина ли, тому же П. Вяземскому сообщает: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух один, и бил в ладоши и кричал: ай-да Пуш кин, ай-да сукин сын!..» Именно в это время он доверительно со общает Н. Раевекому-сыну: «Я пишу и раз мышляю... Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». Трагедия, впервые прочитанная поэтом осенью 1826 г. в кругу его друзей в Москве, нашла у них, по свидетельству М. Погоди на, восторженный прием. Она была добро желательно встречена и петербургскими ли тераторами В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гнедичем. Но наиболее глубокую и ис черпывающую характеристику этому произ ведению, совершившему вместе с комедией А. Грибоедова переворот в русской драма тургии, дал впервые В. Белинский. Он отме тил, что изображение в этой трагедии рус ской исторической жизни на переломе XVI — XVII веков «так глубоко проникнуто русским духом, так глубоко верно истори ческой истине, как только мог это сделать гений Пушкина'— истинно национального русского поэта».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2