Сибирские огни, 1974, №6
Нет нужды, что дровни да;вно заменены автомобилем и трактором: картина, нарисо ванная поэтом,— это часть нашей жизни в ее исторической протяженности и, следова тельно,— часть нашей духовной жизни и сейчас. «Но. может быть...» — в раздумье замеча ет поэт: ...такого рода Картины вас не привлекут; Все это низкая природа; Изящного немного тут. Это раздумье поэта, в котором звучит горькое сомненье относительно тогдашнего читателя, высказано было им в той же пя той главе отнюдь не из поэтического кокет ства. Только сам поэт мог отдать себе в то время полный отчет в том, какую меру не привычной новизны неоут :в себе его реали стические картины тогдашнему читателю, находившемуся в плену или ложного клас сицизма или сентиментального романтизма. Д а что читатель! И образованные литера торы, дружески относившиеся к поэту, и они не все и не сразу поняли, какой шедевр предложил он им. Если по поводу «Руслана и Людмилы» и «южных» поэм, явившихся в значительной мере данью романтической школе, он полу чал немедленные и восторженные читатель ские отзывы, то по поводу первых глав «Ев гения Онегина» он довольно долго не мо жет дождаться известий даже от своих друзей. Это тревожит поэта. В апреле 1825 г. он пишет П. Вяземскому: «Дельвиг у меня. Через него посылаю тебе вторую главу «Онегина». Тогда же спрашивает у Л. Пушкина: «Что Козлов слепой? ты читал ему «Онегина»?». Несколько позднее обра щается к нему же: «Что делает Жуков ский? — Передай мне его мнение о второй главе «Онегина». В октябре 1825 г. он пишет П. Плетневу, интересуясь тем же — как встречены его друзьями первые главы «Оне гина». ' «Созови мой ареопаг, ты, Жуков ский, Г.недич и Дельвиг — от Вас ожидаю суда и с покорностью приму его решение». В это же время он переписывается по по воду первых глав своего романа с К. Ры леевым и А. Бестужевым, находившимися, как известно, на крайних революционных позициях того времени. Поэту становится известно, что А. Бестужев считает неумест ным в романе о русской жизни, которая полна народных страданий, писать о балах и прочих увеселениях молодежи. Поэт не согласен с такой точкой зрения на художе ственное произведение. «Бестужев пишет мне много об «Онегине»,— сообщает он К. Рылееву,— скажи ему, что он не прав: ужели хочет он изгнать все легкое и весе лое из области поэзии?.. Это немного стро го. Картины светской жизни также входят в область поэзии...» Подобное письмо он пишет П. Вяземско му, которому показался непонятным образ Онегина и его характеристика, содержаща яся в письме Татьяны. Пушкин пишет свое му другу: «Отвечаю на твою критику: н е- л юд и . м не есть мизантроп, т. е. ненавидя щий людей, а убегающий от людей. Онегин .нелюдим для деревенских соседей; Таня по лагает причиной тому то, что в г л у ш и , в д е р е в н е в с е е м у с к у ч н о и ч т о б л е с к о д и н может привлечь его: если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблен ной!..» Первым, кто в полной мере понял значе ние «Онегина» для русской литературы, был сам автор. «Твое письмо очень умно,— пи шет он А. Бестужеву в том же 1825 г.,— но все-таки ты не прав, все-таки ты смот ришь на «Онегина» не с той точки, все-таки он лучшее произведение мое». Он еще не знает, что нежинский гимна зист Н. Яновский — будущий великий писа- телыреалист Н. Гоголь — буквально зачи тывается в это время его главами из романа, а другой молодой человек, гимназист Чембар- ской гимназии В. Белинский, через десяток лет, став выдающимся русским критикбм, скажет; «Всякий образованный русский дол жен иметь у себя всего Пушкина: иначе он и не образованный и не русский». Позднее, в 1844 г., исследуя роман Пуш кина, великий критик назовет его «энцик лопедией русской жизни». Следует напомнить еще об одной особен ности этого романа, отмеченной в 1844 г. В. Белинским. «Прежде всего в Онегине,— указывает критик,— мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общест ва, взятого в один из интереснейших мо ментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле». Что же это за момент? Это было время, когда в недрах передо вой части дворянского общества вызревали революционные идеи. И Онегин, и Ленский, несмотря на их внутреннее несходство, представляли собою одно поколение — по коление русских дворян, из которого вышли декабристы. Известен не только замысел поэта, но и отдельные куски из главы, в которой глав ный герой, соприкоснувшись во время его странствий по стране с родным народом, преображается и сближается с молодыми дворянскими революционерами. Глава эта после поражения декабрьского восстания не могла быть опубликована, и до нас дошли только отрывки из нее. Они свидетельству ют о том, что первый русский реалистиче ский роман, родившийся в период первого революционного подъема в России, был за думан его автором как революционный не только в смысле жанровом, но и в смысле социальном. Помнить об этом не бесполезно. Волна, которая подняла будущих декаб ристов до уровня осознания ими необходи мости революционных преобразований, при открыла их взору не только будущее Рос сии, но и ее прошлое. В двадцатые годы значительно возрастает интерес вольнолю бивой русской поэзии к славным страницам прошлого. Вспомним хотя бы «Думы» К. Рылеева. Пристально вглядывается в прошлое сво ей родины и Пушкин. Ето внимание привле кает к себе сложнейший период в жизни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2