Сибирские огни, 1974, №6
ужто никто ему не потравил «Святки», «Маслен ницу», «Избу»? У него истинный, с в о й талант». И просит передать от его имени поэту-самородку поэму «Руслан и Людмила» и том «Стихотворений»: «чтоб он мне не подражал, а продолжал идти сво ею дорогою». Вскоре о« пишет о Слепушкине второе письмо, выражая беспокойство о судьбе это го поэта-крестьяиина. В это же время он настойчиво думает о реалистическом романе, которого тогда в русской литературе не было вообще. «Читаю «Клариссу» (роман Ричардсона «Кларисса Гарлоу».— JI. Р .) ,—-сообщает он брату,— мочи нет, какая скучная дура». И вскоре пишет письмо А. Бестужеву, по двигая ело на создание романа. «Жду тво их повестей, да возьмись за роман, кто те бя держит»,— убеждает поэт. И соблазняет своего корреспондента всеми возможными «выгодами», которые может сулить это предприятие: «Вообрази: у нас "ты будешь первый во всех значениях этого слова; в Европе тоже получишь свою цену — во-пер вых, как истинный талант, во-вторых, по новизне предметов, красок... Подумай, брат, об этом на досуге...» Не ограничившись этим, он вскоре пишет второе письмо А. Бестужеву, в котором го ворит уже о важной « совершенно конкрет ной особенности нового жанра. «Жду твоих повестей,— говорит он.— Да возьмись-ка за целый роман — пиши его со всею свободою разговора или письма». И, наконец, посылает третье письмо, в ко тором считает .необходимым еще более уточ нить эту мысль: «Полно тебе писать быст рые повести с романтическими перехода ми — это хорошо для поэмы байронической. Роман требует б о л т о в н и , высказывай все начисто». Мысли эти, кажущиеся, воз можно, сейчас бесспорными, тогда были и новы, и принципиально важны: ведь рома на в русской литературе еще не было. Мысли эти важны еще и потому, что их высказал человек, являющийся первооткры вателем жа.н.ра реалистического романа. В Михайловском поэт закончил третью, написал четвертую и .пятую и почти закон чил шестую главы «Евгения Онегина», то есть создал центральные главы этого перво го в России романа, явившегося также од ним из первых реалистических романов в мировой литературе. Создавая роман, Пуш кин создавал жанр. 5 С самого начала ссылки в Михайловское до самого окончания ее поэт — весь во власти работы над «Евгением Онегиным», т. е. во власти .размышлений над проблема ми современной жизни русского общества и проблемами отражения ее в реалистиче ской литературе. Он приезжает в Михайловское 9 августа 1824 г., а 2 октября закапчивает начатую еще на юге третью главу романа и прини мается за четвертую. Эта, четвёртая, глава, отразившая в сабе, креме всего прочего, опальную жизнь поэта, пишется медленно, 11. Сибирские огни № 6. с перерывами. Много времени отнимает ра бота над прозаической рукописью,, которая не дошла до нас и которую поэт в перепис ке с друзьями .называет «Мемуарами». В это же время он готовится к другому свое му главному труду этого периода •— к ра боте над исторической драмой «Борис Году нов», в связи с чем усиленно изучает исто рию России, в частности, по выходившим в это время в свет томам Н. Карамзина «История государства Российского», а так же обдумывает состояние русской драматур гии. Наконец, на третий день нового, 1826. года он заканчивает четвертую главу «Оне гина» и на следующий же день принимает ся за пятую. Ее он заканчивает в ноябре. Одновременно поэт работает над шестой главой. Если мы вспомним, что знаменитое пись мо Татьяны находится именно в третьей главе, а описание ее сна ■— в пятой, еслл вспомним, что ответ Онегина Татьяне укра шает собою четвертую главу, а дуэль со ставляет основу шестой, то уже по одному этому увидим, что это были центральные главы романа. Но эти главы являются центральными не только потому, что здесь завязан весь сю жетный узел произведения, но и потому, что именно в них раскрывается духовный мир главных героев, именно эти атавы есть то зеркало, в котором отразились жизнь рус ского общества и господствовавшие в нем идеи. Именно здесь нашли свое практиче ское выражение мысли поэта о реалистиче ском ро.маие как жанре, о полной раскован ности и свободе повествования, которые должны быть свойственны этому жанру. Здесь мы находим всё — и разнохарак терные типы людей, и групповой портрет об щества, и глубину чувств героя, и очерк нравов того времени, и блестящее описание аристократического бала, и незабываемые картины деревенской жизни и русской при роды. Здесь .все поражает выпуклостью, яр костью и ясностью красок. И не случайно, именно в этих главах сов ременники поэта впервые увидели в упор прекрасный лик своей родины. Да и мы, целый век спустя, .разве не твердили еще на школьной скамье эти строки, с радостью и ■упоением узнавая в них свой родной, край, свою русскую землю: Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало. Короче становился день... Или: Встает заря во мгле холодной. На нивах шум работ умолк... Или: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета... Это — из четвертой главы романа. А разве наши дети и внуки, полтораста лет спустя после появления этих бессмерт ных строк, не повторяют их сейчас с таким же восхищением, с каким произносили мы: Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2