Сибирские огни, 1974, №6
ловесности и риторической выспренности ка зенного письма, с одной стороны, сентимен тальности и галлицизмов, 'свойственных при верженцам западных языков, с другой, шло одновременно с созданием литературной школы реализма. Пушкин прошел через три этапа развития русской литературы. Он входил в нее, ког да еще живы были представители русского классицизма. Более того, они рукоплескали его приходу. Однако, воздав им дань в по ру ученичества, поэт уже в молодые годы оказывается в стане романтической школы, в стане В. Жуковского и К. Батюшкова, Н. Гнедича и А. Одоевского. В лоне этой школы создаются стихи первого десятиле тия его творчества, а также его «южные» поэмы. Но уже тогда его стихи отличались от стихов учителей и товарищей по романти ческой школе. Едва ему исполнилось двад цать лет, когда, прочитав его новые стихи, К. Батюшков со смешанным чувством за висти и изумления воскликнул: «Злодей, как он начал писать!» Это было сказано по поводу стихов «Редеет облаков летучая гря да», но, очевидно, было вызвано не толь ко ими, но и такими стихами, как «Погасло дневное светило», «Любви, надежды, тихой славы», «Деревня», появившимися примерно в одно время. Талант поэта поднимается к новым гори зонтам: потолок романтизма становится для него слишком низким. Окончательный выход поэта из этой купе ли и переход на позиции реализма совпада ет с его михайловским периодом жизни. Правда, «Цыгане» — последняя из «юж.нык» поэм — дописывались уже в Михайловском. Но правда также и то, что еще в 1823 г., то есть за два года до михайловской ссылки, поэт начинает работу над «Евгением Онеги- ным», первым реалистическим романом в России. Сложные задачи, стоявшие перед ним, как перед создателем новой литературы, требо вали переосмысления задач этой литерату ры, ее средств и возможностей. Поэт приходит к мысли о том, что пер вейшей .задачей является возбуждение сре ди литераторов интереса к русской действи тельности, ко всему передовому, что есть в русском обществе, к русской истории и народу, к его духовной жизни, запечатлен ной в устном поэтическом слове. Он сам Ин тересуется кругом этих вопросов, он стара ется вовлечь в этот круг ’возможно большее число своих друзей. «Идет ли вперед История? — спрашивает он своего корреспондента в одном из писем 1825 г., имея в виду «Историю государства Российского», над которой тогда работал Н. Карамзин.— Где он остановится? Не на избрании ли Романовых?». А через год, уже после смерти этого пя- сателя-историка, характеризуя значение его работы для России, отмечает в своих «Ав тобиографических записках»: «Древняя Рос сия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом...» Понимая важность знания отечественной истории для пробуждающегося самосозна ния передовых слоев русского общества, он старается обратить на труд И. Карамзина внимание как можно большего круга людей. Да.же в .записке «О народном воспитании», которую он пишет в 1826 г. по поручению Николая I. он старается внушить и царю мысль о том, что преподавание истории оте чества по пруду Н. Карамзина должно явиться одной из основ воспитания и обра зования молодого поколения. Он старается заинтересовать литераторов отечественной историей как возможным ма териалом для создания произведений о ге роическом прошлом Родины. «Отдохнув после «Илиады», что предпри мете Вы в полном цвете гения? — обраща ется он к Н. Гнедичу.— Я жду от Вас эпи ческой поэмы. Тень Святослава скитается невоспетая, как писали Вы мне. А Влади мир? а Мстислав? а Донской? а Ермак? а Пожарский? История народа принадле жит поэту». Считая," что в центре внимания реалисти ческой литературы должны находиться не представители античного мира, как считали романтики, а люди из гущи народа, поэт ра дуется каждому начинанию в этом направ лении. «Кстати,— пишет он в декабре 1824 г. A. Г. Роазянке, прослышав, что тот работа ет .над поэмой об украинке,— Баратынский написал поэму (не прогневайся — про Ч у- х о н к у ) , и эта чухонка, говорят, чудо как мила. А я про Ц ы г а н к у; каков? подавай же нам скорее свою Ч у л к - у — ай-да Пар нас! Ай-да героини!.. Воображаю, Аполлон, смотря на них, закричит: зачем ведете мне не ту? А какую ж тебе надобно, проклятый Феб? гречанку? итальянку? чем же их хуже чухонка или цыганка...» Несколько позднее, сообщая А. Бестуже ву свое мнение о его новой поэме, укоряет его: «Твой «Турнир» напоминает «Турниры» B. Скотта. Брось этих немцев и обратись к нам, православным...» А. П. Вяземского в это же время, отнюдь не из праздного любопытства, спрашивает: «Занимает ли еще тебя российская литера тура?». А брата своего просит срочно прислать ему «историческое сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице рус ской истории». И в этом же письме сообща ет: «Вечером слушаю сказки и вознаграж даю тем недостатки проклятого своего вос питания». Мысли о создании литературы реалисти ческой, или, как ее называл поэт, литерату ры «истинного романтизма», литературы, героем которой были бы самые широкие слои русского общества, приводят его к размыш лениям о народности в искусстве художест венного слова. Он пишет Н. Гнедичу, что на него большое впечатление произвели грече ские народные песни. И тут же высказыва ет мнение, что между песенной поэзией рус ского и гречеокого народов «несомненно большое сходство» А. Дельвигу он с большой радостью со общает, что видел в его альманахе «Север ные цветы» стихи поэта-крестьянина Ф. Н. Слепушкина, написанные по мотивам рус ской народной жизни, и спрашивает: «Не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2