Сибирские огни, 1974, №6

съезде осудили практику издания учебных пособий, которые не воспитывают, а калечат молодежь, прививают отрицательные каче­ ства. Вместе с сомнительной книжной про­ дукцией, гангстерскими фильмами, воспе­ ванием культа силы и суперменов на. экра­ нах телевизоров это, по мнению участни­ ков съезда, препятствует нормальному ро­ сту самосознания молодежи Японии. Не лучше дело обстоит и во многих ву­ зах. Не счесть скандальных историй, кото­ рые попадают в печать. И неизвестно, сколь­ ко их остается нераскрытыми. Об одной из них я впервые услышал на учительском съезде и хочу рассказать. Институтский двор походил на разворо­ шенный улей. Возбужденные студенты то стекались к входным дверям, где зачинщи­ ки забастовки с красными повязками на рукавах выкрикивали лозунги, то разбива­ лись на группки и громко обсуждали си­ туацию. Администрация медицинского фа­ культета при частном университете Кейо по­ высила плату за обучение студента до 500 ООО иен в год. — Полмиллиона иен! Для того, чтобы внести такую сумму, родители должны, по крайней мере, иметь приличную рисоводче­ скую ферму в полтора гектара и расплачи­ ваться с администрацией вуза ка!ждый раз годовым урожаем. В условиях земельного голода Японии сами знаете, что это такое. Мыслимо ли это?! ■— рассказывали мне студенты. Мне приходилось также слышать, что в Японии чуть ли не самый высокий уровень образования среди капиталистических стран мира. Вам могут с гордостью пока­ зать небольшой домик Киика в Токио, где в 1873 году открылась одна из первых япон­ ских начальных школ. В 1949 году в стране насчитывалось 130 тысяч студентов. Сей­ ч ас— 1 млн. 800 тыс. Называют еще одну цифру: в 1973 году каждый четвертый мо­ лодой японец был студентом. Однако в министерстве просвещения при­ знают, что три четверти студентов страны обучается в частных вузах. Государствен­ ные университеты способны вместить лишь 25 процентов желающих. Там на каждого выдержавшего экзамен приходится от 6 до 11 провалившихся. Тот, кто остается за стенами государственного вуза, делает по­ пытку поступить в частный. В Японии лишь несколько частных вузов считаются привилегированными учебными заведениями, той «альма матер», которая позволяет выпускнику получить приличное место и, в конечном итоге, преуспеть в жиз­ ни. И все же при поступления на работу любые двери открывает, прежде всего, дип­ лом бывших императорских университе­ тов — Токийского и Киотосского. Стати­ стика показывает, что большинство членов кабинета министров, приблизительно третья часть парламентариев, заправилы крупного бизнеса,— выпускники именно этих двух привилегированных государственных вузов. Устроиться в такой вуз нужно уметь. Это требует хорошей подготовки, усилий и свя­ зей. Что же касается частных институтов, то хотя они не всегда отличаются опытны­ ми педагогами (за исключением несколь­ ких), имеют массу других уязвимых мест, зато практически они более доступны для тех, у кого есть наличные деньги. Притом деньги немалые, раз в десять превышающие сумму, необходимую для обучения в госу­ дарственном институте. Учебный год в Японии начинается перво­ го апреля. Поэтому март для молодых лю­ дей—особенно горячая пора: идут приемные экзамены. Конституция и законодательства об образовании предоставляют равные пра­ ва и возможности всем японским детям для учебы. А на деле все решает имущест­ венный ценз родителей. По старинной япон­ ской традиции весь семейный клан, вклю­ чая близких и дальних родственников, ста­ рается оказать ребенку материальную по­ мощь. При этом учитывается, что лишь че­ рез привилегированный детский сад мож­ но попасть -в такую же школу, -а затем — в соответствующий университет. Помимо кон­ курсных экзаменов, на подготовку к которым уходят немалые силы и средства, приходит­ ся платить за поступление сначала в сред­ нюю школу второй ступени (начальная шко­ ла и первая ступень бесплатные) и за то, чтобы переступить институтский порог. Научно доказано, что если ребенку или молодому, еще не сформировавшемуся, че­ ловеку постоянно внушают его «превосход­ ство», если его воспитывают в расчете на занятие высших пьедесталов бюрократиче­ ской иерархии, а он вдруг оступился и не достиг честолюбивых рубежей, разрыв меж­ ду уровнем притязаний и реальностью мо­ жет повлечь' за собой сильнейший нерв­ ный стресс с весьма печальными послед­ ствиями. Изучая японскую прессу под этим углом зрения, невольно обращаешь внимание на растущее число самоубийств подростков и юношей в период подготовки и сдачи всту­ пительных экзаменов. В записке, оставлен­ ной тринадцатилетней Макико Отаке из пре­ фектуры Фукусима, девочка жаловалась на свою слабую подготовку и страх перед эк­ заменами. Пятнадцатилетний токиец Маса- то Хидедзима не сдал экзаменов в среднюю школу второй ступени и тоже .решил покон­ чить жизнь самоубийством. Только что об­ щественность была потрясена известием о том, что мать, обезумев из-за того, что Ма- кото Танака провалился на вступительных экза 1 мена-х в институт, собственными руками лишила своего сы.на жизни. Личных трагедий много, .но каждая из них обретает значение общественной, ухо­ дящей корнями в социальный строй самого общества, их Порождающих. Подсчитано, что если бы правительство решило национализировать систему образо­ вания, поставить ее на государственную ос­ нову, а значит, и демократизировать, ему пришлось бы расходовать минимум на 50 процентов больше средств на образование, чем сейчас. Частные вузы функционируют главным образом за счет самих студентов. Причем, «получить разрешение на создание института так же легко, как на открытие универсального магазина», — говорит про­ фессор К. Фуиуда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2