Сибирские огни, 1974, №6

но фотографировать, здесь нельзя; снова чае­ питие и проводы по .всем правилам япон­ ского этикета — со многими поклонами. Б е­ седы с.рабочими само собой исклю чены: ко н ­ вейер движ ется, отвлечь человека — значит наруш ить трудовой ритм цеха. Вопросы представителям администрации не возбра­ няю тся, хотя это не означает, что на них всегда даю тся четкие ответы. — Сколько м ашин вы пускает компания в месяц? — В я н в а р е— 142 427. — В аш основной торговый партнер? — С Ш А . — К а к обстоит дело с текучестью кад­ ров? — Мы стараем ся избегать этого. — С помощью каки х «ры чагов»? — Д л я этого есть ряд способов. — Н а заводе много молодых рабочих. Имею т ли они возможность повыш ать ква­ лиф икацию ? — Это зависит от индивидуум а. — Н а какой ры нок ком пания делает главную ставку — на внутренний или внеш ­ ний? — М ож но считать, что внутренний при­ ближ ается к насыщенности. — К акие лозунги вы двигает адм инист­ рация для увеличения производства про­ д укц и и ? — Безопасность — прежде всего. Время диалога истекло. Благодарим хозя­ ев, идем к выходу. И з окна откры вается вид на просторный заводской двор. Он содерж ит­ ся ;в идеальном порядке. М еталл, заготовки, покрыш ки, рамы — все имеет свою постоян­ ную «прописку», доставляется в цеха мо­ бильными автоподъемниками. Лю дей на территории, почти нет. Невидимым и нитями они привязаны к потогонном у конвейеру. Зазевавш егося ждет возмездие. Д л я начала «промоет моз­ ги» мастер (такую сцену мы видели в у к ­ ромном уго лке). А потом за дело приним а­ ется специальный отдел администрации. С ним ш утки плохи. Э то знает каж ды й рабо­ чий ком ланяи. Особенно велик спрос с ме­ хаников, которые работаю т на испы татель­ ны х стендах. М еханик проверяет работу двигателя на всех режимах, тормозную систем у, электрооборудование и дает ма­ шине путевку :в ж изнь. М алейш ий недо­ смотр может привести к далеко идущим по­ следствиям. Медленно ползет конвейер сборочного цеха. Н о это так лиш ь каж ется. Молодые парни с трудом успеваю т упр авляться на каж дой операции. И х движ ения долж ны бы ть отточены и безошибочны, доведены до автом атизма. О ни спеш ат. С п е ш а т мо­ дельеры. С п еш а т мотористы. О пеш ат завод­ чики. Ком пания уж е разработала новый план на новый год. Он выше прежнего. А конъю нктура «иж е. В ы во д ? Один — борьба за рынки сбы та будет еще острее. Более того, при покупке новой машины будущ ий владелец обязан представить спр авку о н аличии гар аж а. А это в услови­ ях Токио почти безнадежное дело." Захо ­ чешь ли после таких предварительных ус­ ловий связы ваться с м аш иной? И з предме­ та, украш ающ его ж изнь, транспорт стано­ вится обузой. Бриллиантовый клуб «Мицубиси» Б роская геометрическая комбинация, из трех ко,варно-крас.ных ромбов олицетворя­ ет могущ ественную финансово-промыш лен­ ную гр уппу Японии «М ицубиси» — «Три бриллианта». М ож ет быть, в дни основания компании — а это было лет, сто назад — ее капитал и соответствовал стоимости трех бриллиантовы х зернышек. У тл ы е каб о таж ­ ные суденыш ки в порту Н а га са ки не по­ зволяли вы колачивать солидные прибыли первым хозяевам «М ицубиси». Сегодня в сигарном дьгму званы х приемов директора «М ицубиси» с улы бкой иронии и самодовольного превосходства вспом инаю т своих родоначальников. Конечно, они не мопут отказать предкам в благодарности за уд ачны й старт. К а к-н и ка к, а уж е s годы второй мировой войны на верфях «М и ц у­ биси» был построен один из сам ы х много- тоннаж ны х по тому времени линкоре®, а ее заводы снабж али императорскую армию истребителями, бомбардировщиками, другой боевой техникой. Война приум нож ила капи талы «М ицуби­ си», однако после капи туляци и Я понии и, прежде всего, по требованию советских представителей .в Д альневосточной комис­ сии и Союзном совете для Японии амери­ канские оккупационные власти и подвласт­ ное им правительство Токио были в ы н уж ­ дены наряду с другим и мероприятиями рас­ пустить монополии ■— д зайбацу. 30 сентяб­ ря 1946 года специальной директивой бы ли ликвидированы головные ком пании «М и- цуя», «Я суд а » и «М ицубиси». Н о «Три бриллианта» оказались крепким орешком. Прош ло время, и они вновь за­ сверкали на придорож ных щ итах, появи­ лись на рекламных проспектах, в витринах магазинов. И спо льзуя стары е семейные свя­ зи, чиста национальны е традиции, коопери­ руясь с банками, торгуя м еж ду собой ак­ циями, бывшие дзайбацу из года в год вос­ станавливали подорванное могущество, И если считаю т, что в современной экотоми- ке Японии господствую т шесть крупнейш их ф инансово-промыш ленны х групп, то корен­ ником в этой шестерке вы ступает все та же «■Мицубиси». Ее капи тал главным образом сосредоточен в отраслях тяж елой промыш ­ ленности страны . В 1964 году после слия­ ния трех дочерних ком паний гр уппы по­ явился на свет трест т-яжелого м аш иност­ роения — «М ицубиси дзю гоё». Э то позволи­ ло группе активно развивать судостроение, автомобилестроение, ракетостроение, скон­ центрировать в своих руках а вяаци ош ы е заводы. Гр уп п а «М ицубиси» фактически за­ хватила всю военную промыш ленность Я п о ­ нии. Не случайно ее здесь д аж е назы ваю т «военным министерством». Три красны х ромба давно переш агнули границы своей страны , его можно увидеть в Л и ване, Таиланд е, С ингапуре н С Ш А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2