Сибирские огни, 1974, №6
но фотографировать, здесь нельзя; снова чае питие и проводы по .всем правилам япон ского этикета — со многими поклонами. Б е седы с.рабочими само собой исклю чены: ко н вейер движ ется, отвлечь человека — значит наруш ить трудовой ритм цеха. Вопросы представителям администрации не возбра няю тся, хотя это не означает, что на них всегда даю тся четкие ответы. — Сколько м ашин вы пускает компания в месяц? — В я н в а р е— 142 427. — В аш основной торговый партнер? — С Ш А . — К а к обстоит дело с текучестью кад ров? — Мы стараем ся избегать этого. — С помощью каки х «ры чагов»? — Д л я этого есть ряд способов. — Н а заводе много молодых рабочих. Имею т ли они возможность повыш ать ква лиф икацию ? — Это зависит от индивидуум а. — Н а какой ры нок ком пания делает главную ставку — на внутренний или внеш ний? — М ож но считать, что внутренний при ближ ается к насыщенности. — К акие лозунги вы двигает адм инист рация для увеличения производства про д укц и и ? — Безопасность — прежде всего. Время диалога истекло. Благодарим хозя ев, идем к выходу. И з окна откры вается вид на просторный заводской двор. Он содерж ит ся ;в идеальном порядке. М еталл, заготовки, покрыш ки, рамы — все имеет свою постоян ную «прописку», доставляется в цеха мо бильными автоподъемниками. Лю дей на территории, почти нет. Невидимым и нитями они привязаны к потогонном у конвейеру. Зазевавш егося ждет возмездие. Д л я начала «промоет моз ги» мастер (такую сцену мы видели в у к ромном уго лке). А потом за дело приним а ется специальный отдел администрации. С ним ш утки плохи. Э то знает каж ды й рабо чий ком ланяи. Особенно велик спрос с ме хаников, которые работаю т на испы татель ны х стендах. М еханик проверяет работу двигателя на всех режимах, тормозную систем у, электрооборудование и дает ма шине путевку :в ж изнь. М алейш ий недо смотр может привести к далеко идущим по следствиям. Медленно ползет конвейер сборочного цеха. Н о это так лиш ь каж ется. Молодые парни с трудом успеваю т упр авляться на каж дой операции. И х движ ения долж ны бы ть отточены и безошибочны, доведены до автом атизма. О ни спеш ат. С п е ш а т мо дельеры. С п еш а т мотористы. О пеш ат завод чики. Ком пания уж е разработала новый план на новый год. Он выше прежнего. А конъю нктура «иж е. В ы во д ? Один — борьба за рынки сбы та будет еще острее. Более того, при покупке новой машины будущ ий владелец обязан представить спр авку о н аличии гар аж а. А это в услови ях Токио почти безнадежное дело." Захо чешь ли после таких предварительных ус ловий связы ваться с м аш иной? И з предме та, украш ающ его ж изнь, транспорт стано вится обузой. Бриллиантовый клуб «Мицубиси» Б роская геометрическая комбинация, из трех ко,варно-крас.ных ромбов олицетворя ет могущ ественную финансово-промыш лен ную гр уппу Японии «М ицубиси» — «Три бриллианта». М ож ет быть, в дни основания компании — а это было лет, сто назад — ее капитал и соответствовал стоимости трех бриллиантовы х зернышек. У тл ы е каб о таж ные суденыш ки в порту Н а га са ки не по зволяли вы колачивать солидные прибыли первым хозяевам «М ицубиси». Сегодня в сигарном дьгму званы х приемов директора «М ицубиси» с улы бкой иронии и самодовольного превосходства вспом инаю т своих родоначальников. Конечно, они не мопут отказать предкам в благодарности за уд ачны й старт. К а к-н и ка к, а уж е s годы второй мировой войны на верфях «М и ц у биси» был построен один из сам ы х много- тоннаж ны х по тому времени линкоре®, а ее заводы снабж али императорскую армию истребителями, бомбардировщиками, другой боевой техникой. Война приум нож ила капи талы «М ицуби си», однако после капи туляци и Я понии и, прежде всего, по требованию советских представителей .в Д альневосточной комис сии и Союзном совете для Японии амери канские оккупационные власти и подвласт ное им правительство Токио были в ы н уж дены наряду с другим и мероприятиями рас пустить монополии ■— д зайбацу. 30 сентяб ря 1946 года специальной директивой бы ли ликвидированы головные ком пании «М и- цуя», «Я суд а » и «М ицубиси». Н о «Три бриллианта» оказались крепким орешком. Прош ло время, и они вновь за сверкали на придорож ных щ итах, появи лись на рекламных проспектах, в витринах магазинов. И спо льзуя стары е семейные свя зи, чиста национальны е традиции, коопери руясь с банками, торгуя м еж ду собой ак циями, бывшие дзайбацу из года в год вос станавливали подорванное могущество, И если считаю т, что в современной экотоми- ке Японии господствую т шесть крупнейш их ф инансово-промыш ленны х групп, то корен ником в этой шестерке вы ступает все та же «■Мицубиси». Ее капи тал главным образом сосредоточен в отраслях тяж елой промыш ленности страны . В 1964 году после слия ния трех дочерних ком паний гр уппы по явился на свет трест т-яжелого м аш иност роения — «М ицубиси дзю гоё». Э то позволи ло группе активно развивать судостроение, автомобилестроение, ракетостроение, скон центрировать в своих руках а вяаци ош ы е заводы. Гр уп п а «М ицубиси» фактически за хватила всю военную промыш ленность Я п о нии. Не случайно ее здесь д аж е назы ваю т «военным министерством». Три красны х ромба давно переш агнули границы своей страны , его можно увидеть в Л и ване, Таиланд е, С ингапуре н С Ш А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2