Сибирские огни, 1974, №6
билей в 1972 году достиг небывалой цифры — 1 965 404 единицы. Автомобили в общем экспорте страны заняли второе место после стали. В то же время, благодаря политике протекционизма, на .внутренний рынок Я п о нии в 1972 г. .попало всего лиш ь 23 743 ино странны х автомобиля. В условиях быстро растущ ей автомобильной промышленности в Японии с каждым днем обостряется кон куренция между ведущими компаниями внутри страны и такими зарубежными ги гантами, как «Дж енерад моторе», «Форд», «Ф иат», «Рено». В Японии много пиш ут и говорят о ряде отрицательных последствий, свойственных научно-технической революции в условиях капиталистического общества, и, в частно сти, экономическом кризисе. Я понская об щественность развернула широкую кам па нию по борьбе с загрязнением окруж ающей среды. Пострадавш им от отравлений вы хлопны ми газами людям компаниям приходится платить пособия. Но это одна, преданная гласности, сторо на проблемы. Сущ ествует д р угая, о которой бизнес старается молчать. Бешеная погоня за «новш ествами» на японских заводах диктуется прежде .всего стремлением про мыш ленников подставить нож ку конкурен ту и в результате приумнож ить свои при были.. Э та тенденция характерна и для автомо бильной промышленности. За семью зам ка ми конструкторских бюро, лабораторий «М ицубиси мотор», «Хонда», «Тойе когё» люди не спали ночами, добиваясь лучш их вариантов «чистого» двигателя. Т а л а н тл и вым инженерам сопутствовала удача. П о явился роторный двигатель (на его раз работку и доводку уш ло 15 л е т); поршне вые моторы оснастили каталитическим и конверторами, которые превращаю т вы хлопные газы в безвредные соединения. Идея, ее воплощение в ж изнь заслуж ивает всяческого одобрения. Н о с каких позиций к той же проблеме подошли, например, хо зяева фирмы «Х о н д а »? О казы вается, с су губо утилитарны х. Только так можно ис толковать рекламу компании, в которой о.на за.веряет потенциальны х потребителей, что но-вый двигатель полностью отвечает тре бованиям американского стандарта. Это явно для того, чтобы сбы вать такие д ви га тели в С Ш А . «П род ать -во что бы то ни стало -— вот та политика, которая ввергла Японию в перманентную экономическую битву с Ам е рикой. И если прош лую войну развязала военщина, то в роли генерала Тодзио на сей раз вы ступает министерство внешней торговли и промыш ленности»,— пиш ет ж у р нал «Сю кан асахи». В С Ш А японцы создали немало аванпос тов своего бизнеса. П о свидетельству ж ур н а ла «Н ью суик» только .в Н ью -Й о рке сосредо точено около 6 тысяч представителей япон ских торговых фирм. Среди них достаточно ловких и опы тны х коммивояжеров автомо бильных корпораций. Несмотря на это, японским автомобильным «королям» при ходится все труднее отр аж ать атаки в а шингтонской администрации, которая тре бует сократить ввоз четырехколесной про дукции в С Ш А , ликвидировать разры.в в торговом балансе, слож ивш ийся в пользу Японии. «Короли» щедро рассыпаю т устные обе щ ания «вы ручить Ам ерику»,— помочь ей избаииться от торгового дефицита. А сами тем временем, не ослабевая натиска на американский плацдарм, расширяют запас ные позиции, захваты вая рынки сбыта .во, всех частях света. Они весьма успешно сбы ваю т свои «дацуны », «тоёты», «седри- ки» более чем в 100 странах. С уд я по все му, Я пония намерена лиш ить С Ш А господ ствующ его положения в автомобилестрое нии не только путем вывоза готовой про дукции, но .и с помощью насаждения за ру бежом широкой сети автосборочных заво дов, предприятий по производству моторов, мопедов, мотоциклов, запчастей. Группа «Тоёта» заклю чила выгодный контракт с Австралией на сооружение завода новейших двигателей под Мельбурном. Посещ ая автомобильные заводы Японии, я старался 'выяснить, каким образом стр а на, не имеющая фактически своей железной руды и д ругих природных ресурсов, стала автомобильной державой. Ведь в 1972 году, например, здесь выпущено 6294 ты сячи ав томашин. С трана прочно занимает второе место после С Ш А по вы пуску легковы х машин, а по производству грузовиков почти сравнялась с Америкой. К а к это могло с л у читься?! Если суммировать беседы, мнения, точки зрения специалистов, то можно сказать следующее. В последние годы правящ ие круги Японии самое пристальное внимание обращали на. три области в промышленном производстве: м еталлургию , судостроение и автомобилестроение. Э та «троица» приноси ла Японии доллары , она давала возмож ность хорошо заработать на внешних ры н ках. О тличает производство машин в Японии их относительно низкая себестоимость, и, прежде всего, за счет низкой оплаты тр у да .рабочих в этой отрасли промышленности. Во-вторы х, сравнительно низкие цены на сталь — основной вид сырья в автомобиле строении. В-третьих, современная оснастка автозаводов, позволяющ ая экономить вре мя, сокращ ать технологический процесс, по выш ать качество продукции и вместе с по нижением себестоимости поднимать ее кон курентоспособность на рынках сбыта. Еж егод ны й прирост продукции японских автозаводов в последние годы составлял более 30 процентов. Сейчас автопарк Я п о нии достиг 23 миллионов единиц. Ож идает ся, что через пять-ш ееть лет он вырастет до 30 миллионов. П р авд а, следует огово риться: есть явные признаки, что внутрен ний рынок страны уж е насыщ ен, спрос упал. На завод «Н иссан сатаи», в городе Х ир а- цука, входящ ий в гр уп п у «Н иссан», я при ехал в разгар рабочего дня. В изит был втиснут в железные рамки заранее предпи санной программы. Чаепитие, беглый осмотр поточной линии сборочного цеха; здесь м ож
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2