Сибирские огни, 1974, №6
этот человек больше похож на конторского служ ащ его. Потом ственного р аб отягу вы д а ют только руки, покрытые мелкими ссадина ми, с вздувш имися синими ж илкам и на уз ких кистях. Н а слова окуп. Вопрос ■— ответ, вопрос — ответ. Разговор заходит о главном: если власти гарантирую т ему компенсацию за дом и пре доставляю т участок земли под застройку, почему он упорно отказывается переезж ать? Н а д о ,ж е , зидимо, войти и в положение м у ниципалитета, который проклады вает авто страду не д ля собственного удовольствия... — Это все так. Н о представьте себе си туацию ,— И О кубо начинает объяснять то, что, на его взгляд, неизвестно иностранцу, что накипело у самого на душе. Во-первы х, м астерская много лет связана с соседним заводом, от которого он зависит материально. Перебраться в другое место — стало быть потерять клиентуру, доходы. В о- вторых, город борется с загрязнением окру жающ ей среды. М астерская Окубо могла бы не коптить небо, но у него нет средств на очистительное устройство. Здесь с этим как-то мирятся, а в новом районе ему не разрешат вообще строить мастерскую. — Где же в ы х о д ?— спраш ивает он, словно ищ а у меня поддержки, а в край нем случае — элементарного человеческого понимания. К онф ликтность ситуаци и очевидна. В Токио 87 процентов средних и мелких предприятий -— цехов с числом рабочих от 5 — 10 до 25 — 30 человек. П о лукустарны е мастерские, к которым причастен и «дом на дороге», посы паю т землю пеплом и чер нят небо тысячам и труб. Н е проще ли их уничтож ить, чтобы разом покончить с ЭТИ’М злом ? Сим волам и промышленного гиганта Японии считаю тся всемирно известные ком пании «М ицубиси», «Со ии», «Сэйко». Но ником у и в голову не приходит, что без ты сяч рассы панны х по японскому архипелагу мелких и средних предприятий не было бы концернов, что без их помощи Я пония не смогла бы д вигать вперед ни микроэлект ронику, -ни строить самые большие в ми-ре танкеры. Убогие мастерские, подобно мель чайшим капиллярам ,— огромное тело про м ыш ленно-ф инансовы х объединений. Вспом инается сборочный конвейер элект ронной империи «М ацусита». Н изко склони вшиеся над бесшумно скользящ ей лентой головы, доведенные до автоматизма движ е ния рук. В и нти ки, проводиички, сопротив ления. Представитель администрации по ясняет: «Д етали поступаю т на конвейер с подсобных предприятий. Здесь осущ ествля ется только их сборка. Т а к а я система сни жает себестоимость про д укц ии»-— «За счет чего?» Чиновник артистически выдерживает -паузу.: «За счет более низкой оплаты труда надомников». А коль скоро они надомники,— для них не сущ ествует ни пенсий, ни пособий по бо лезни или в случае производственной трав мы. С о всех точек зрения вы год ная для мо нополистов категория рабочих. — Я храбрюсь, но помню: -рано или позд но дом слом аю т,— говорит хозяин.— О-ни сильнее. А ж ить надо. Вот я и цепляюсь, словно утопающий, за свою мастерскую. Прозаические заботы Окубо о его доме и трудовой копейке вовсе не интересны хо зяину завода, куда он ежедневно отвозит на велосипеде свои этикетки. О его сущест вовании и бедах до се-го времени не ведали и ,в муниципалитете. Он своим трудом бо ролся.за место в жизни, понимая, что в слу чае несчастья помощи от работодателей не дождаться. Окубо с тоскою думает о том, что борь ба не закончен-а и будущее его тревожнее и стрг-ш-нее сегодняшнего дня. Э х о автомобильной войны Токийские газеты опубликовали потряса ющие данные: в столице от загрязнения воздуха страдаю т тяжелыми заболеваниями 20 ты сяч из 2,5 миллиона токийцев в воз расте до 15 лет. Подсчитано, что треть вины за загрязне ние окруж ающ ей среды приходится на вы хлопные газы автотранспорта. В разных странах конструкторы уж е не первый год предпринимают попытки создать «чистый» автомобиль. В С Ш А предлагаю т заменить топливо: бен-зин на природный газ. З ап а д ногерманский концерн «Сим енс» вы двинул идею ноаог-о карбюратора, способного на 3 5 % сокращ ать выброс опасных для чело века азотисты х соединений. Японские ин женеры разработали и внедрили в произ водство автомобиль с роторным двигате лем В анкеля. Пальм а первенства принад леж ит автомобильной компании «Той» когё». Она уж е продала .на рынках Запада несколько сот тысяч роторны-х машин «М азда А П -2 » . Ш ум иха вокруг последней модели продолжается. Группа конструкторов «Тойо когё» в кон це минувшего года была удостоена специ альной п-ремии газеты «М айнити». Один из вы ставочны х залов на токийской Гинзе це ликом от.веден под популяризацию двига теля. Посетитель может наглядно позна комиться с принципом работы .роторного мотора, посидеть за рулем внешне- скром ного седана «М азда А П -2 » . «Тойо когё» — не единственная автомо бильная компания в Японии. С ам ой могу щественной, с мировым именем, считается. «Тоёта». Э та группа объединяет 13 автомо бильных компаний страны . Рядом с ней стоит «Н иссан». О на еще до .войны, в нача ле тридцаты х годов, входила в концерн «Н иссан», слы ла процветающей и перспек тивной. Гл ав н ая компания группы «Ниссан мотар» тесно связана с промышленным бан ком Японии, который вы ступает ее осно вным кредитором. За последние десять лет обе группы быстро расш ирялись на основе слияний, переплетения деловых, семейных связей и финансового контроля. «Тоёта» и «Н иссан» фактически подмяли под себя 75 процентов внутреннего рынка. По данным Японской ассоциации автомо бильной промышленности, экспорт автомо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2