Сибирские огни, 1974, №6

этот человек больше похож на конторского служ ащ его. Потом ственного р аб отягу вы д а ­ ют только руки, покрытые мелкими ссадина­ ми, с вздувш имися синими ж илкам и на уз­ ких кистях. Н а слова окуп. Вопрос ■— ответ, вопрос — ответ. Разговор заходит о главном: если власти гарантирую т ему компенсацию за дом и пре­ доставляю т участок земли под застройку, почему он упорно отказывается переезж ать? Н а д о ,ж е , зидимо, войти и в положение м у­ ниципалитета, который проклады вает авто­ страду не д ля собственного удовольствия... — Это все так. Н о представьте себе си­ туацию ,— И О кубо начинает объяснять то, что, на его взгляд, неизвестно иностранцу, что накипело у самого на душе. Во-первы х, м астерская много лет связана с соседним заводом, от которого он зависит материально. Перебраться в другое место — стало быть потерять клиентуру, доходы. В о- вторых, город борется с загрязнением окру­ жающ ей среды. М астерская Окубо могла бы не коптить небо, но у него нет средств на очистительное устройство. Здесь с этим как-то мирятся, а в новом районе ему не разрешат вообще строить мастерскую. — Где же в ы х о д ?— спраш ивает он, словно ищ а у меня поддержки, а в край­ нем случае — элементарного человеческого понимания. К онф ликтность ситуаци и очевидна. В Токио 87 процентов средних и мелких предприятий -— цехов с числом рабочих от 5 — 10 до 25 — 30 человек. П о лукустарны е мастерские, к которым причастен и «дом на дороге», посы паю т землю пеплом и чер­ нят небо тысячам и труб. Н е проще ли их уничтож ить, чтобы разом покончить с ЭТИ’М злом ? Сим волам и промышленного гиганта Японии считаю тся всемирно известные ком ­ пании «М ицубиси», «Со ии», «Сэйко». Но ником у и в голову не приходит, что без ты ­ сяч рассы панны х по японскому архипелагу мелких и средних предприятий не было бы концернов, что без их помощи Я пония не смогла бы д вигать вперед ни микроэлект­ ронику, -ни строить самые большие в ми-ре танкеры. Убогие мастерские, подобно мель­ чайшим капиллярам ,— огромное тело про­ м ыш ленно-ф инансовы х объединений. Вспом инается сборочный конвейер элект­ ронной империи «М ацусита». Н изко склони­ вшиеся над бесшумно скользящ ей лентой головы, доведенные до автоматизма движ е­ ния рук. В и нти ки, проводиички, сопротив­ ления. Представитель администрации по­ ясняет: «Д етали поступаю т на конвейер с подсобных предприятий. Здесь осущ ествля­ ется только их сборка. Т а к а я система сни­ жает себестоимость про д укц ии»-— «За счет чего?» Чиновник артистически выдерживает -паузу.: «За счет более низкой оплаты труда надомников». А коль скоро они надомники,— для них не сущ ествует ни пенсий, ни пособий по бо­ лезни или в случае производственной трав­ мы. С о всех точек зрения вы год ная для мо­ нополистов категория рабочих. — Я храбрюсь, но помню: -рано или позд­ но дом слом аю т,— говорит хозяин.— О-ни сильнее. А ж ить надо. Вот я и цепляюсь, словно утопающий, за свою мастерскую. Прозаические заботы Окубо о его доме и трудовой копейке вовсе не интересны хо­ зяину завода, куда он ежедневно отвозит на велосипеде свои этикетки. О его сущест­ вовании и бедах до се-го времени не ведали и ,в муниципалитете. Он своим трудом бо­ ролся.за место в жизни, понимая, что в слу­ чае несчастья помощи от работодателей не дождаться. Окубо с тоскою думает о том, что борь­ ба не закончен-а и будущее его тревожнее и стрг-ш-нее сегодняшнего дня. Э х о автомобильной войны Токийские газеты опубликовали потряса­ ющие данные: в столице от загрязнения воздуха страдаю т тяжелыми заболеваниями 20 ты сяч из 2,5 миллиона токийцев в воз­ расте до 15 лет. Подсчитано, что треть вины за загрязне­ ние окруж ающ ей среды приходится на вы­ хлопные газы автотранспорта. В разных странах конструкторы уж е не первый год предпринимают попытки создать «чистый» автомобиль. В С Ш А предлагаю т заменить топливо: бен-зин на природный газ. З ап а д ­ ногерманский концерн «Сим енс» вы двинул идею ноаог-о карбюратора, способного на 3 5 % сокращ ать выброс опасных для чело­ века азотисты х соединений. Японские ин­ женеры разработали и внедрили в произ­ водство автомобиль с роторным двигате­ лем В анкеля. Пальм а первенства принад­ леж ит автомобильной компании «Той» когё». Она уж е продала .на рынках Запада несколько сот тысяч роторны-х машин «М азда А П -2 » . Ш ум иха вокруг последней модели продолжается. Группа конструкторов «Тойо когё» в кон­ це минувшего года была удостоена специ­ альной п-ремии газеты «М айнити». Один из вы ставочны х залов на токийской Гинзе це­ ликом от.веден под популяризацию двига­ теля. Посетитель может наглядно позна­ комиться с принципом работы .роторного мотора, посидеть за рулем внешне- скром­ ного седана «М азда А П -2 » . «Тойо когё» — не единственная автомо­ бильная компания в Японии. С ам ой могу­ щественной, с мировым именем, считается. «Тоёта». Э та группа объединяет 13 автомо­ бильных компаний страны . Рядом с ней стоит «Н иссан». О на еще до .войны, в нача­ ле тридцаты х годов, входила в концерн «Н иссан», слы ла процветающей и перспек­ тивной. Гл ав н ая компания группы «Ниссан мотар» тесно связана с промышленным бан­ ком Японии, который вы ступает ее осно­ вным кредитором. За последние десять лет обе группы быстро расш ирялись на основе слияний, переплетения деловых, семейных связей и финансового контроля. «Тоёта» и «Н иссан» фактически подмяли под себя 75 процентов внутреннего рынка. По данным Японской ассоциации автомо­ бильной промышленности, экспорт автомо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2