Сибирские огни, 1974, №6

дум аться, третьи •— вы зы ваю т уваж ение к себе. П о ним склады вается первое представ­ ление о Японии, они сл уж а т ка к бы исход­ ным путеводителем но. этой многосложной стране. Вам внугйают: в мировой системе капи та­ лизма Япония по валовому национальном у продукту обогнала А нглию , Францию , Ф Р Г и заняла второе место после С Ш А ... Но — Япония засты ла где-то на 12 месте в списке государств наш ей планеты по жизненном у уровню населения. Вам говорят: в области внешней торговля Япония занимает третье место на капиталистическом рынке... Но — в Токио, Н агое или Осаке, например, не найдешь ничего дороже обычного глотка чистого воздуха. Те ж е промыш ленные пред­ приятия, которые, как из рога изобилия, вы ­ валиваю т на процветающий внешнеторго­ вый конвейер автом ашины, радиоприемни­ ки, танкеры, телевизоры, отбросили страну своими промыш ленными отходами на одно из первых мест в .мире по загрязнению воз­ духа и воды. Вам с гордостью .напоминают (министер­ ство внешней торговли и промыш ленности): японские инвестиции в экономику развива­ ющихся стран в прошлом году достигли 2140.5 миллиона долларов. Э та цифра на 17,4 троцента выше показателей преды ду­ щего года... Но — тогда почему же бывший премьер-министр М алайзии А б д ул Рахм ан как-то заявил японским корреспондентам в Токио, что правящ ие кр уги Японии имеют тенденцию одной рукой давать, а другой — забирать вдвое больш е?! ...О тскакиваю т назад, к а к скорлупа оре­ хов, двускатны е, четырехскатные плоские крыши серых невысоких домов токийского пригорода. Чем ближ е к центру, тем мень­ ше скорость машины, но выше здания го­ рода. В этом гигантском котле из дерева, камня, бетона, стекла, стали и алюминия расквартировано более 12 миллионов чело­ век. Добавьте к этой цифре еще пять м ил­ лионов тех, кто ежедневно по утрам б ук­ вально ввинчивается в тело столицы на поездах, автом ашинах, автобусах по своим прямым и косвенным делам, и вы получите некоторое представление о Токио наш их дней. Бурлящ ем Токио. Однако невероят­ ная скученность — не первопричина, а ско­ рее следствие исторического развития То ­ кио. Ещ е до .войны щ Токио свили гнезда ш таб- квартиры ведущ их монополий — «М ицуи», «М ицубиси», «И то»... Облик сегодняшней столицы Японии немыслим без рекламных щитов тех стары х, «классических», и отно­ сительно новы х компаний «М ацусита», « С о ­ ни», « Ф ур ука в а», «Х итати », «Сэйко» и д р у­ гих. С татистика утверждает, что в стране насчиты вается около двухсот монопольных гигантов. Э то на их предприятиях создает­ ся свыш е пятидесяти процентов продукции страны , которую в трюмах океанских л а й ­ неров перебрасываю т на рынки С Ш А .и З а ­ падной Европы , государств А зии, Африки и Л ати н ско й Америки. Я смотрю « а вздыбленные над крышами осенней столицы рекламные иероглифы ф и­ нансово - промыш ленны х компаний — они повсюду. Город охвачен строительным бу­ мом. С пеш ат фирмы, спеш ат архитекторы, спе­ ш ат арматурщ ики, спеш ат ш тукатуры . В ы ­ сотному строительству столицы был дай старт .в 1963 году. Когда-то здесь запрещ а­ лось возводить дом выше тридцати метров — уровень диктовался частым и землетрясе­ ниями. Японские зодчие разработали схему сейсмоустойчлвой «гибкой» архитектуры и смело взялись за дело. Токийские этажи быстро устремились в небо. Проблема градостроительства волнует многих японцев. Е й посвящ аю тся книги, статьи, проводятся совещ ания заинтересо­ ванны х лиц, рождаю тся дерзкие планы , про­ екты, модернистские теории. Кэндзо Тангэ, автор |М,ног.их монументальных сооружений, построенных в Японии, в том числе олим­ пийского спортивного комплекса в Токио, несколько лет назад силой своего недюж ин­ ного воображения увидел Токио городом 1984 года. Е го и д е я '— преобразовать цент­ ростремительную стр уктур у столицы в ли ­ нейную. Разработаны и другие заманчивые предложения. Конечно, как считаю т сами японцы, (утопичность иных наметок очевид­ на. Помимо чисто архитектурного, инженер­ ного решения вопроса, следует учиты вать характер социальной структуры общества, частнокапиталистический фактор, постоянно диктующ ий целы на ту же землю. А стои­ мость земельных участков в Токио каж ды й год рвется ввысь быстрее, чем возводятся сами высотные здания. Приезж его в Токио пораж аю т подземные многоярусные платны е автостоянки. Н о ав­ томобильные «подземелья» это уж е день вчерашний. К 1975 году намечено завершить строительство нового подземного пяти этаж ­ ного железнодорожного вокзала. ,П од землю подобные сооруж ения загоня­ ют все те же проблемы неимоверной ску­ ченности населения, все те ж е лабиринты токийских кварталов, где трудно разм инуть­ ся двум встречным машинам, все те же жесткие 40 кв. сантиметров уличной площ а­ ди на каждого ж ителя столицы . В какой-то степени эти факторы плюс общая динамика ж изни Японии заставляю т инженерную мысль работать, заботярь об увеличении скорости транспорта — прежде всего •— же­ лезнодорожного. С то лет назад, 14 октября 1872 года, из Токио в Й окогам у пришел пер­ вый железнодорожный состав. Д в и га л ся о« почти со скоростью черепахи. В токийском музее железнодорожного транспорта я ви­ дел этот паровозик. В сегодняшне^ Японии вряд ли кто уп у­ стит случай промчаться на супер-экспрессе «Хикари». Его скорость превыш ает двести километров в час. Но и это не предел. Л ю ­ бителей острых ощущений ждет сюрприз — к 1980 году. В Японии закончились модель­ ные испы тания железнодорожного поезда, развивающего скорость до 500 км в час! Взлет научно технической революции, со­ вершаемой ежедневно в Японии, тесно свя­ зан с ростом движ ения демократических сил в стране, с усиливающ им ся влиянием его на весь уклад ж изни японского народа. Демократические силы Японии вы ступаю т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2