Сибирские огни, 1974, №6
дум аться, третьи •— вы зы ваю т уваж ение к себе. П о ним склады вается первое представ ление о Японии, они сл уж а т ка к бы исход ным путеводителем но. этой многосложной стране. Вам внугйают: в мировой системе капи та лизма Япония по валовому национальном у продукту обогнала А нглию , Францию , Ф Р Г и заняла второе место после С Ш А ... Но — Япония засты ла где-то на 12 месте в списке государств наш ей планеты по жизненном у уровню населения. Вам говорят: в области внешней торговля Япония занимает третье место на капиталистическом рынке... Но — в Токио, Н агое или Осаке, например, не найдешь ничего дороже обычного глотка чистого воздуха. Те ж е промыш ленные пред приятия, которые, как из рога изобилия, вы валиваю т на процветающий внешнеторго вый конвейер автом ашины, радиоприемни ки, танкеры, телевизоры, отбросили страну своими промыш ленными отходами на одно из первых мест в .мире по загрязнению воз духа и воды. Вам с гордостью .напоминают (министер ство внешней торговли и промыш ленности): японские инвестиции в экономику развива ющихся стран в прошлом году достигли 2140.5 миллиона долларов. Э та цифра на 17,4 троцента выше показателей преды ду щего года... Но — тогда почему же бывший премьер-министр М алайзии А б д ул Рахм ан как-то заявил японским корреспондентам в Токио, что правящ ие кр уги Японии имеют тенденцию одной рукой давать, а другой — забирать вдвое больш е?! ...О тскакиваю т назад, к а к скорлупа оре хов, двускатны е, четырехскатные плоские крыши серых невысоких домов токийского пригорода. Чем ближ е к центру, тем мень ше скорость машины, но выше здания го рода. В этом гигантском котле из дерева, камня, бетона, стекла, стали и алюминия расквартировано более 12 миллионов чело век. Добавьте к этой цифре еще пять м ил лионов тех, кто ежедневно по утрам б ук вально ввинчивается в тело столицы на поездах, автом ашинах, автобусах по своим прямым и косвенным делам, и вы получите некоторое представление о Токио наш их дней. Бурлящ ем Токио. Однако невероят ная скученность — не первопричина, а ско рее следствие исторического развития То кио. Ещ е до .войны щ Токио свили гнезда ш таб- квартиры ведущ их монополий — «М ицуи», «М ицубиси», «И то»... Облик сегодняшней столицы Японии немыслим без рекламных щитов тех стары х, «классических», и отно сительно новы х компаний «М ацусита», « С о ни», « Ф ур ука в а», «Х итати », «Сэйко» и д р у гих. С татистика утверждает, что в стране насчиты вается около двухсот монопольных гигантов. Э то на их предприятиях создает ся свыш е пятидесяти процентов продукции страны , которую в трюмах океанских л а й неров перебрасываю т на рынки С Ш А .и З а падной Европы , государств А зии, Африки и Л ати н ско й Америки. Я смотрю « а вздыбленные над крышами осенней столицы рекламные иероглифы ф и нансово - промыш ленны х компаний — они повсюду. Город охвачен строительным бу мом. С пеш ат фирмы, спеш ат архитекторы, спе ш ат арматурщ ики, спеш ат ш тукатуры . В ы сотному строительству столицы был дай старт .в 1963 году. Когда-то здесь запрещ а лось возводить дом выше тридцати метров — уровень диктовался частым и землетрясе ниями. Японские зодчие разработали схему сейсмоустойчлвой «гибкой» архитектуры и смело взялись за дело. Токийские этажи быстро устремились в небо. Проблема градостроительства волнует многих японцев. Е й посвящ аю тся книги, статьи, проводятся совещ ания заинтересо ванны х лиц, рождаю тся дерзкие планы , про екты, модернистские теории. Кэндзо Тангэ, автор |М,ног.их монументальных сооружений, построенных в Японии, в том числе олим пийского спортивного комплекса в Токио, несколько лет назад силой своего недюж ин ного воображения увидел Токио городом 1984 года. Е го и д е я '— преобразовать цент ростремительную стр уктур у столицы в ли нейную. Разработаны и другие заманчивые предложения. Конечно, как считаю т сами японцы, (утопичность иных наметок очевид на. Помимо чисто архитектурного, инженер ного решения вопроса, следует учиты вать характер социальной структуры общества, частнокапиталистический фактор, постоянно диктующ ий целы на ту же землю. А стои мость земельных участков в Токио каж ды й год рвется ввысь быстрее, чем возводятся сами высотные здания. Приезж его в Токио пораж аю т подземные многоярусные платны е автостоянки. Н о ав томобильные «подземелья» это уж е день вчерашний. К 1975 году намечено завершить строительство нового подземного пяти этаж ного железнодорожного вокзала. ,П од землю подобные сооруж ения загоня ют все те же проблемы неимоверной ску ченности населения, все те ж е лабиринты токийских кварталов, где трудно разм инуть ся двум встречным машинам, все те же жесткие 40 кв. сантиметров уличной площ а ди на каждого ж ителя столицы . В какой-то степени эти факторы плюс общая динамика ж изни Японии заставляю т инженерную мысль работать, заботярь об увеличении скорости транспорта — прежде всего •— же лезнодорожного. С то лет назад, 14 октября 1872 года, из Токио в Й окогам у пришел пер вый железнодорожный состав. Д в и га л ся о« почти со скоростью черепахи. В токийском музее железнодорожного транспорта я ви дел этот паровозик. В сегодняшне^ Японии вряд ли кто уп у стит случай промчаться на супер-экспрессе «Хикари». Его скорость превыш ает двести километров в час. Но и это не предел. Л ю бителей острых ощущений ждет сюрприз — к 1980 году. В Японии закончились модель ные испы тания железнодорожного поезда, развивающего скорость до 500 км в час! Взлет научно технической революции, со вершаемой ежедневно в Японии, тесно свя зан с ростом движ ения демократических сил в стране, с усиливающ им ся влиянием его на весь уклад ж изни японского народа. Демократические силы Японии вы ступаю т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2