Сибирские огни, 1974, №6
В. Кассис МОИ ВСТРЕЧИ С ЯПОНИЕЙ Третья встреча (Вместо предисловия) Я расскаж у о своей третьей встрече с Японией. Д ве первые — поразили вообра жение, хотя были слиш ком краткосрочны. И вся- я снова вдыхаю воздух Токио, при землившись в международном аэропорту Ханэда. Впрочем, Ха.нэда это еще не Токио. И не Япония. С транно ? Н ичуть. В этой стр а не нет недостатка в парадоксах. И , пож а луй, начинаю тся сини сразу здесь, у воздуш ных ворот нашего дальневосточного соседа. Ханэда раскинул сеть своих пассажирских, грузовых, тамож енных, иммиграционных служб и .взлетно-посадочных дорожек на насыпной, отвоеванной у Токийского зали ва территории. Четыреста гектаров земли. Семнадцать лет назад, когда за Ханэдой прочно укоренилось международное призна ние, начался судебный процесс по делу «Н о - мото против министерства транспорта». Н о- мото — так зовут японца, который заявил, что земля под "Ханэдой принадлеж ит ему, что это его частная собственность. Он предъявил граж данский иск министерству транспорта, потому что аэродром входит в его подчинение. Процесс продолжается и неизвестно, чем закончится. Во всяком с л у чае, Ном ото продолж ает считать землю в районе Ханэда собственной, грозится рас порядиться ею по-своему. А министерство транспорта, уж е не тратя даром .времени, за.вершило строительство чуть подальше от Токио нового международного аэропорта возле города Н арита (префектура Тиб а). Но и здесь произошла осечка. Твердь, по ко торой нуж но проложить трубопровод из порта к приангариым емкостям для пере качки горючего, тоже оказалась в руках ча- стиовладельцев. Дело заш ло в тупик. То р жественное открытие нового аэропорта о т ложено на неопределенный срок. Я умыш ленно сделал это отступление. Земельная проблема в Японии — одна из острейших. А пока, миновав тамож енный зал, коридорчики с сувенирным и киосками, вокруг которых было людно, ка к на рынке, я занял свое .место в автобусе, идущем в Токио. Знакомые дорожные указатели под сказы ваю т путь к столице. Ш ирокая, .возне сенная на бетонные опоры м агистраль № 1. Д а , она первая по праву. Рядом, пар аллель но, беж ит монорельсовая электричка. Она тоже связы вает центр Токио с аэропортом. Ее построили еще к Олим пийским играм. Ей уж е более 10 лет. Гр устн ая осенняя в у аль над Токийским заливом, робкий налет ж елтизны на деревьях, волнистые ш лейфы дыма заводских труб, портальны е краны, краны, краны... Э ти приметы времени года и века научно-технического прогресса дви жением автомобиля стремительно отбрасы ваются назад. Т а к пользуйся случаем, мчись, но помни: на каж д ого токийского жителя приходится .всего сорок квад ратны х сантиметров уличной площади... Сорок квад ратны х сантиметров. Первая цифра. На новичка в Японии, пож алуй, прежде всего обрушивается, ка к некая сти хия, водопад цифр. Здесь высоко уваж аю т и ценят статистику. Расчетам и и подсчета ми с избытком заполнены страницы газет, ж урналов, рекламные и туристические прос пекты. Одни цифры морально убиваю т за езжего иностранца, д р у ги е— заставляю т за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2