Сибирские огни, 1974, №6
138 и. с и н я г и н сте с А. В. Курбатовым и Ю. И. Касицким мы разработали новую систему севооборо тов («Клевеневские севообороты»), которая вызвала много толков в агрономических кругах и, как я надеюсь, поможет прогрессу в сложном и важном деле наведения поряд ка на земле. Э.та страница моей жизни вспоминается с особым чувством именно теперь, когда Центральный Комитет нашей партии и Со ветское правительство приняли постановле ние «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нечерноземной зоны РСФСР». Признано «важнейшей общегосу дарственной задачей» поднять темпы раз вития земледелия и животноводства в 29 областях и автономных республиках Рос сии, располагающих угодьями свыше пяти десяти миллионов гектаров, там, где нахо дятся также крупнейшие города и промыш ленные центры страны. Основой решения этой задачи после интенсификации и мелио рации названа х и м и з а ц и я . Нечерно земная зона получит от химии такую по мощь, которую она не имела никогда: на 1976—1980 годы сюда намечено дать «120 миллионов тонн минеральных удобрений в стандартных туках». Правительству респуб лики РСФСР и «Союзсельхозтехяике» пору чено «организовать в нечерноземной зоне РСФСР специализированные отделения по производственному и агрохимическому об служиванию колхозов и совхозов, возложив на них выполнение по договорам с хозяйст вами работ по приемке, хранению и внесе нию в почву -минеральных удобрений и из вестковых материалов, приготовлению ту космесей...» Так время решило давний спор ученых из ВИУА о роли химии даже на таких почвах, какими располагает Нечерноземье. У К. А. Тимирязева есть замечательные мысли об обязанности ученых распростра нять научные знания, заботиться о просве щении народа. Для нас, ученых-коммуни- стов, этот завет особенно важен, и мы дол жны в меру своих сил сделать как мож но больше для его претворения в жизнь. Следуя замечательному примеру Тимирязе ва, мне пришлось опубликовать несколько десятков научно-популярных книг и еще больше статей в массовых журналах и газе тах. Если к работе по пропаганде научных знаний подходить с душой, то она способна дать большое удовлетворение. Приходится немало подумать, как наиболее доходчиво и просто, но без малейшей вульгаризации довести ту или иную мысль до массового читателя, а это самый взыскательный и «трудный» читатель. Не менее важна и лекционная пропаган да. Иной раз попросят прочитать лекцию, а тебе некогда, у тебя дела. Но отказывать ся нельзя, потому что хотя и трудно, но нужно и интересно. Мы провели много се минаров с лекторами в Москве, а также в Мичуринске, Омске, Чите, Кургане, Куйбы шеве, Ростове, Туле, Калинине, Новосибир ске, Барнауле, Улан-Удэ и других городах, причем я всегда с большим удовольствием вспоминаю о том интересе, который прояв ляли наши слушатели, сами лекторы, к этим семинарам. Особенно был поучителен обмен опытом лекционной -работы. Не скрою, что я и сам многому поучился, слушая вы ступления опытных лекторов, не только ученых, но и агроном-ов-про'изводственн-н- ков. В этом очерке, конечно, многое очень ин дивидуально. У других научных работников, вероятно, есть свои, не совпадающие с из ложенными выше, представления по разным проблемам научного творчества. Но я и не претендую на то, чтобы выразить общее мнение. Просто я изложил здесь те выво ды, к которым привела меня собственная практика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2