Сибирские огни, 1974, №6
имеют организаторские способности руково дителя. Мне приходилось быть и одним из участ ников и .руководителем таких групп. Я знаю, как важно здесь деловое, товарищеское со трудничество, как ценится искреннее и бес корыстное стремление по,мочь своим смеж никам, как плодотворны бывают нелицепри ятные прямые дискуссии. В нашей художе ственной литературе были попытки осветить некоторые стороны этой проблемы. Я имею в виду, в частности, произведения Д. Грани на. Однако здесь столько интереснейших морально-этических вопросов, такой бога тый материал о сложных взаимоотношениях людей и идей, что наша художественная ли тература, несомненно, может дать еще очень много ценных произведений на эту те му. Прикладные науки, в том числе, конечно, и сельскохозяйственная, являются своеоб разным приводным ремнем от общих, так называемых фундаментальных наук к прак тике. Как правило, любое достижение, на пример, физики, химии, биологии пробивает себе дорогу в производство с помощью или, лучше сказать, через соответствующие при кладные науки. Но есть,, разумеется, и об ратная связь. Требования практики сильнее всего ощущают представители прикладных наук. Это стимулирует развитие исследова ний, и их «побочным» результатом могут быть подчас крупные обобщения общена учного значения. В агрохимии было много примеров, когда чисто прикладные исследования давали большой теоретический урожай. Труды Пря нишникова по удобрениям по существу лег ли в основу крупного раздела физиологии растений — учения о корневом питании ра стений. Ученым-сельскохозяйственникам не нужно избегать и теоретических исследова ний, как бы иной раз оци ни казались ото рванными от жизни. Если это исследование стоящее, то оно даст в конечном счете и практические ре зультаты. Как жаль, что у нас не все в полной мере понимают эту простую истину. Я думаю, по нимание значения теоретических работ яв ляется очень важным критерием для оценки пригодности того или иного лица быть ру ководителем лаборатории, института или даже отраслевой академии. Есть еще один аспект научного творчест ва, о котором следует всегда помнить,— это внедрение и пропаганда достижений на- ущ. Я знаю, что найдется немало научных работников, которые со мной не согла сятся. У них есть и . готовые возра жения: внедрение отвлекает от подлин ного научного творчества, заниматься внедрением должны работники произ водства и управленческого аппарата и т. п. Я хочу показать на некоторых при мерах, что внедрение достижений науки важно не только для практики, но и для самой науки. Развитие химизации сельского хозяйства в пятидесятых годах шло медленно. Дело было не только в том, что страна не имела достаточно средств, чтобы быстро двинуть вперед химическую промышленность, но и в том, что само значение массового приме нения минеральных удобрений ставилось под сомнение многими людьми, которые считались учеными, да еще крупными. Эти разговоры не могли ие влиять на руководи телей сельскохозяйственных органов и не расхолаживать их в борьбе за увеличение производства туков. Был, конечно, обшир ный зарубежный опыт, но после Прянишни кова его никто по-настоящему не анализи ровал. Ссылки на иностранный опыт, откро венно говоря, никого и не убеждали, нужно было иметь свой, доступный для обозрения опыт, причем не на делянках, не на опыт ном поле, а в крупном типичном хозяйстве на тысячах гектаров. Будучи директорам Всесоюзного научно- исследовательского института удобрений и агропочвоведения (ВИУА), я решил прове сти такой опыт — внедрить в крупном хо зяйстве нечерноземной полосы всю сумму достижений, которыми располагала в то в-ремя агрохимия, и обеспечить получение высокого и дешевого урожая на всей его площади. Было очевидно, что развертывание этой работы не будет популярным делом в кол лективе института. И действительно, ряд ученых (я уважаю их память и не хочу упо минать их имена «всуе») встретили мои предложения св штыки». Особенно им было трудно понять, почему я принимаю самые плохие хозяйства, с большими убытками и низкими урожаями. Так, в 1959 году на ба лансе ВИУА появилось опытное хозяйство Новосельское, а затем и ряд других. О Новосельском много написано и сказа но. М. А. Ольшанский выступил на фев ральско-мартовском Пленуме ЦК КПСС (1964 г.) и «а сессии Академии с критикой не только этого хозяйства, но и агрохимии в целом. Его кое-кто пытался поддерживать. Но уже в 1965 году обозначилась победа. Хозяйство быстро вставало на моги и пре вратилось в одно из самых лучших хозяйств нечерноземной полосы, причем оно было и самым крупным из них. Опыт хозяйства, не сомненно, имел значение для расширения производства удобрений в стране. Те зада чи, которые ставились при организации хо зяйства, были выполнены. Когда мы вплотную стали заниматься массовым применением удобрений .в Но- восельском, очень быстро выяснилось, что нам, по существу, неизвестны мно гие актуальные вопросы практического применения туков в крупных масшта бах. Пришлось решать возникшие за дачи путем постановки новых опытов и переосмысливания имевшихся матери алов. От этого выиграли, конечно, не только производство, но и «а.ука. Меня лич но практика Новосельского хозяйства побу дила заняться поисками путей повышения эффективности удобрений за счет правиль ного сочетания их с другими агротехниче скими мероприятиями. По этсшу вопросу была написана книга. В Новосельском, так же исходя из еГо запросов, аспирант Ю. И. Касицкйй провел очень интересное исследо вание по внесению удобрений в запас. Вме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2