Сибирские огни, 1974, №6
136 и. с и н я г и н стояния на урожай культурных растений в зависимости от фана удобрения. Разрабатывая проблему площади пита ния, я прибегал к разным методам. Это бы ли вегетационные опыты в домике, с сосу дами, вкопанными в почву, полевые опыты, палевые наблюдения с меченым фосфором и прочее. Найти правильный метод или ком бинацию методов исследования — это боль ше, чем половина дела. Наука развивается в той степени, в какой развиваются ее мето ды. Метод, в то же время, не самоцель. Я ни когда не понимал людей, которые ставили разработку метода своей глазной, а иногда я единственной задачей. Метод нужен для вы яснения конкретнаго вопроса, для решения определенной исследовательской задачи. Нередко этот же метод можно использовать и для решения других задач, но это не зна чит, что можно разработать Метод как та ковой, с большой буквы, для всех исследо вательских вопросов. При этом я не каса юсь, конечно, методов марксистской диалек тики (они универсальны) и общих методи ческих правил проведения опытов (метод единственного различия и другие методы индуктивной логики). Конкретные же мето ды, на мой взгляд, всегда отыскиваются лишь при решении определенных научных задач. Самая лучшая черта настоящего учено г о — умение по-деловому реагировать на критику и способность к самокритике. Я не мало встречал людей, иногда и неплохих ученых, которые крайне нетерпимо относи лись к критике их мнений я выводов. В луч шем случае, после критики они начинали от носиться к людям, указавшим на их ошиб ки, «более, чем сдержанно», в худшем — принимали «организационные меры». Не скрою, некоторые критические замечания в мой адрес и у Mensj вызывали досаду, но я всегда старался укротить свои чувства. Будучи главным, редактором «Вестника сельскохозяйственной науки», я буквально выискивал авторов, которые высказывали иные, чем я, мнения по вопросам площади питания,— выискивал и печатал их статьи. Монополизм — вреднейшее явление в нау. ке. Монополист всегда «прогорит», ибо нау ку монополизировать нельзя. Как жаль, что этого не понимали наши деятели, даже и не такие одиозные, как Лысенко и его «коман да». Признаком научной объективности яв ляется способность ученого «наступить на горло собственной песне», т. е. отказаться от своих предложений, если появятся луч шие, принадлежащие другому автору. Трудно удержаться от небольшого расска за о том, какие переживания иногда вызы вает жестокое требование быть объектив ным. В начале тридцатых годов мной был предложен способ определения усвояемого растениями так называемого «подвижного» фосфора в карбонатных почвах. Этот способ довольно широко использовался, вошел в руководство по агрохимическому анализу, его изучали студенты агрохимических фа культетов. И вдруг появился другой, более простой и чувствительный способ, предло женный Б. П. Мачигиным. Я довольно рев ниво изучил предложение Мачигина, провел лично десятки анализов, но факт оставался фактом — это предложение оказалось луч ше, чем мое. Нужно же было так случить ся, что рекомендацию по способам агрохи мических анализов для карбонатных почв должен был внести я. Дело прошлое, но я сильно переживал. Не спал две ночи, поте рял аппетит, порядочно побегал по парку (когда волнуюсь, всегда бегаю), но голосо вал за способ Мачигина, против своего. Об этом, 1 разумеется, я никогда -не жалел. Требования к квалификации ученых все время растут. Для успешной эксперимен тальной работы теперь требуется гораздо больше, чем прежде, хотя совершенное на учное оборудование обеспечивает более точ ную и производительную работу. Когда в 1930 году я как практикант впервые пере ступил порог лаборатории академика Д. Н. Прянишникова, самой лучшей агрохимиче ской лаборатории в стране, там не было ни каких приборов, кроме аналитических ве сов и простеньких калориметров '. Век на учно-технической революции обогатил эту и все другие лаборатории сотнями сложных приборов. Современный агрохимик должен владеть спектроскопическими, хроматогра фическими, полярографическими и другими метода.ми и соответствующими приборами. Обычным методом агрохимии стал метод меченых атомов, основанный также на до вольно сложной технике. На очереди дня в агрохимии овладение методом нейтронно- активационного анализа. Усложнение техники эксперимента требу ет от ученых не только более глубокого ос воения основ современной физики и мате матики, не т-олько практических навыков по -использованию при-бо-р-ной техники, но и властно ставит вопрос об обязательности более дроб-ного разделения труда и о кол лективности научного творчества. Навсегда канули в вечность времена, ко-гда ученый- одип-очка -мог решать крупные научные проблемы. Теперь это дело коллектива, ча сто очень большого. Но разделение труда и коллективность научного творчества выдвинули неизвест ную ранее проблему кадров о-рганизато-ров науки, руководителей научных коллекти вов. Организаторы могут быть, конечно, раз ных уровней. Президент Академии органи зует научную деятельность в стра-не, дирек тор отраслевого всесоюзного института — в своей отрасли науки. Но самой глав-ной и, пожалуй, самой трудной является -работа руководителя группы исследователей, прак тически -решающих какую-то одну большую, хотя -и ограниченную задачу теоретическо го или -научно-производственного характера. Много требуется от такого руководителя. Он -должен охватить проблему в целом, хо тя входить во -все детали и не его задача. Он должен «состыковать» отдельных иссле дователей по частным вопросам проблемы. Лучше всего, если рукводитель сам работа ет над главным узловым вопросом темы, тогда ему легче направить деятельность всех своих смежников. Огромное значение ' Приборы для определения концентра ции вещества в растворе по интенсивности его окраски.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2