Сибирские огни, 1974, №6
жали Гиталова. «Значит •— дошло»,— гово ря его словами. Разговор, начинающийся с «куска хлеба», обычно перекидывается на хлеб вообще, на дену, которой он достается стране, на пути его сохранения — на утилитарные и мо рально-этические аспекты. «...Я стою в уголке и, потрясенный, смот рю на полки, заваленные хлебом. Пышные белые караваи, витые халы, посыпанные маком, русские калачи,' золотистые батоны, булочки, пахнущие миндалем и корицей, хрустящие сушки, ржаные, ситные, духови тые караваи... Настоящее пиршество хле ба!» Это строки из стихотворения в прозе Ильи Лаврова «Утро». «...выхожу, стараясь не смотреть на лю дей, которые равнодушно мнут хлеб какой- то идиотской железной вилкой, проверяя его свежесть... испытываю какую-то нелов кость из-за того, что я, как язычник, ходил в хлебном храме, не сняв шапку...». Великолепные строки! Это взгляд человека, пережившего вой ну, карточки, привыкшего затягивать пояс, вспоминающего «годы, когда мальчишкой часами выстаивал в очереди за куском се рого, колючего от какой-то примеси хлеба». Сегодня почти половина населения стра ны — послевоенные поколения. Они знают прошлое, свято чтут заслуги отцов и дедов. Но сегодняшний хлебный магазин для них — явление привычное, само собой разумею щееся, не исторгающее из души высоких эмоций. — А как же узнать — свежий хлеб или нет? Если не гигиенической вилкой, то чем его щупать? Пальцами? — простодушно спросил меня молодой человек в коридоре одного из институтов ВАСХНИЛа. У него в руках был свежий номер «Сибирских ог ней», которым я поинтересовался, и это по служило .началом знакомству. Он сам заго ворил о стихотворении «Утро». —• Такие великолепные хлебо-булочные изделия, как рисует Лавров, никто на пол не бросит — их съедят с аппетитом,— про должал он.— А если они зачерствели — до ма или в магазине? Неужели человек обя зан есть то, что потеряло вкус, форму, цвет, даже «запах»? Этот прекрасный «за пах жизни», как тонко подметил поэт? — Значит — бросать? — Ни в коем случае! — воскликнул юный «рационалист», как я его уже окрестил про себя.— Все отходы питания должны утили зироваться — разумно, эффективно и высо коэкономично! И почему только хлеб, утра тивший товарные качества? А недоеденная каша? Суп? Даж е очистки от овощей? Это же — полноценнейший корм, это бекон, пти ца, яички. Но скажите мне: собирают в ва шем доме пищевые отходы? Используют их так, как надо? Нет, не прост оказался мой «оппонент». Не собирают в моем многоэтажном доме пищевых отходов. Тоннами летят в мусор ную машину хлебные корки вперемешку с битыми электролампочками, в унитаз вы брасывают кашу, на помойку — картофель ную кожуру... Я поинтересовался отношением моего со беседника к ВАСХНИЛу. — Никакого,— ответил он.— Помогаем им в строительстве, как и многим другим. Я электрик. Он продолжал: ■— Если уж на то пошло, то нынешний хлеб для меня, горожанина, еще большее чудо, чем для моих «предков». После гята- ловского письма я заинтересовался этой проблемой. Поэтический образ Ильи Лавро ва — «настоящее пиршество хлеба» — я мо гу подтвердить цифрами: шестьсот сортов его выпекается в стране! Действительно — пиршество! Но дело еще и в том — как вы пекается. Помните у Горького: «Мы встава ли в пять часов утра...». Он достал из кармана маленькую запис ную книжечку и продолжил цитату: «...не успев выспаться, и — тупые, равнодушные — в шесть уже садились за стол делать крендели из теста, приготовленного для нас товарищами в то время, когда мы еще спа ли. И целый день с утра до девяти часов вечера одни из нас сидели за столом, рас сучивая руками упругое тесто и покачива ясь, чтобы не одеревенеть, а другие в это время месили муку с водой». Прихлопнув странички, он воскликнул: — Мне бы такой крендель в горло не полез!.. А теперь все это делают заводы-ав томаты, где ни к муке, ни к тесту, ни к го товой булке не прикасается рука человека! Сегодняшний «кусок хлеба» — продукт на учно-технической революции! И «освящен» он в моих глазах не просто трудом хлеборо ба, искусством хлебопека, но и гением чело веческим вообще. Десять тысяч лет прошло с тех времен, когда был испечен первый «каравай», но еще в древнем Риме раб- хлебопек ценился в десять раз дороже гла диатора... Он снова потянулся к записной кни жечке. — Не надо,— сказал я.'— В древние вре мена в Европе за убийство булочника нака зывали в три раза строже, чем за лишение жизни кого-нибудь другого. А в Оттоман ской империи бракоделу из пекарни про сверливали ноздри, привязывали к ним ве ревку с его булками и в таком виде води ли по улицам... Это известно из отделов «Смесь», «Любопытные факты» и вряд ли имеет отношение к теме... — Небольшое, но имеет,— улыбаясь, воз разил он.— Я все-таки считаю, что потери печеного хлеба находятся в прямой зависи мости от качества. И еще — готовый хлеб портят при перевозках, при перегрузках, при неумелом распределении в торговой се ти. Называют же в Новосибирске хлебный магазин на вокзальной площади — «Черст- вяк». Многие подозревают, что туда специ ально собирают со всего города «булочную некондицию» в расчете на то, что пасса жир, мчащийся на поезд или с поезда, «возьмет что угодно». А покупатель-то ста новится все разборчивее. Он и в столовой, отхлебнув ложку невкусного супа, отодви гает всю тарелку. Поэтому, когда узнаешь, как поступали в аналогичных случаях древ ние турки...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2