Сибирские огни, 1974, №6
хозяйству уже в нынешнем году существен но повысить урожайность своих полей, вый ти в ближайшее время по крайней мере на уровень средних показателей района, края или республики». Задача эта не простая и не легкая. Она не под силу лишь специалистам и работни кам сельского хозяйства. Тут надо, как го ворится, действовать «всем миром», и осо бо важную роль может сыграть шефствую щий город. А ведь не секрет, что иные «ше фы» стремятся выбрать себе подшефных из числа передовых, а не отстающих. Мне вспоминается разговор прошлой осе нью в районе, замыкавшем уборочную свод ку одной из сибирских областей. Хлынул дождь, и наступило время неторопливых бесед «обо всем» и «по душам». Зашел раз говор и о городских шефах. На них в этом хозяйстве были в обиде. Шефы опекали два района —• передовой и «ниже среднего», где мы находились. В первом они бывали чаще, да и помощь ему, как передовому, оказывали охотнее и больше. Неофициальный «уполномоченный из района», застрявший здесь случайно по не исправности своего легкого мотоцикла, че ловек лет сорока, сказал: — Чего тут говорить — шефы тоже лю ди, и им приятнее доложить своему горко му, что вот, дескать, иаши-то подшефные — ого-го! Я был в одном совхозе, так ему в пору над заводом шефствовать, а не шефст во от него принимать. Там и диспетчерская, и промышленное телевидение, и наука, и техника — и все это заслуга самих совхоз ных людей. А заводские им лишь дефицит ные материалы без фондов подкидывают. И по этой причине считаются причастными к совхозной славе. А их бы вот сюда, к нам... Дождь начал утихать, а беседа разгора лась. — Куда весной и осенью чаще всего дер жат путь агитбригады, пресс-группы, ан самбли, писатели и поэты? Ну, конечно же, туда — к передовикам, к лучшим, в «хо зяйства высокой культуры земледелия» и т. п. Даже служба быта — и та вне оче реди шлет им портных, сапожников, часов щиков и еще бог весть каких специалистов. Композитор или поэт на фоне комбайна вручает при вспышке блица свои «блицкуп леты» передовому «капитану степного ко рабля». Этот «капитан» и без того овеян за служенной славой, не обижен наградами, не обойден достойными почестями. Это — ас хлеборобского дела. И товарищи у него та кие же. И все огромное хозяйство — пере довое, ровное в своих высоких показате лях, год от года набирающее -see большую высоту. А в сотне-другой верст, на такой же зем ле, у такого же, но заглохшего комбайна, сидит на земле ш-ренек, не «капитан», а первогодник — «юнга», оказавшийся на мо стике ввиду нехватки «капитанов». Вертит он в руках какую-то шестеренку с обломан ным зубом и не знает, как быть. И товари щи вокруг — такие же, без опыта. И все хозяйство — последнюю строку в районной сводке никому не уступает. А тут еще са пог «каши просит», чем отвлекает от техни ческих мыслей по поводу шестеренки. Вот сюда бы «агитбригаду», да не с ан самблем плясунов из заводского клуба, а с цеховыми мастерами, техниками, инженера ми. Сюда бы и пресс-группу, и литераторов, чтобы острым словом «накололи» кого сле дует из «Сельхозтехники», где на складе ле жит нужная шестеренка, а в запас комбай нерам ее не дали. Сюда бы и ученого-эко- номиста из ВАСХНИЛа, чтобы докопался до корней «хронического отставания» и дал совет, как эти корни выкорчевать! Думаю, никто не поймет, что я хочу мень ше славы героям, передовикам. Речь как раз о другом -— чтобы их стало больше, а их слава еще звонче. Но ведь герои-то по лучаются из «негероев». Даже — из отстаю щих, которые до поры намного «ниже сред него уровня». Вот к кому обязаны мы обра тить свой взор, прийти на помощь, дер жать эту фигуру в центре общественного внимания, имея в виду, что рядом с пере довиком не должно быть ни одного отстаю щего и что завтра каждый должен работать лучше, чем сегодня. Кусок хлеба Последнее время примечаю, что самые острые опары начинаются нередко с куска хлеба. Не с того куска, которого когда-то не хватало, а с той горбушки или даже румя ной булочки, которая летит на пол от сыто сти, беспечности и еще бог знает отчего, выбрасывается, затаптывается и т. д. Один старый человек назвал это страш ными словами, но, к сожалению, точными — «убийством хлеба и души». Всем известно прекрасное письмо Гитало- ва. «Хлебу ведь цены нет... То, что он у нас дешево продается, еще не значит, что он достается дешево. Буханка хлеба впитала в себя не только хлеборобский труд,.но и труд шахтера, металлурга, конструктора, химика, машиностроителя — всего рабоче го класса, всего общества». И вот «концентрированный обществен ный труд», воплощенный в куске хлеба, от дельными, но не столь уж редкими лицами подчас не ценится, ставится ни во что. Что это? «Пережиток прошлого», как мы привыкли говорить? «Нет, — отвечает Гиталов. — На селе еще во многих семьях по традиции к хлебу относятся, как к святыне». А в городе? «...когда стихия дурит, так не только у нашего брата хлебороба, но и у горожанина камень на сердце. Значит — доходит. Под давлением стихии доходит. Так почему, не зависимо ни от какой стихии, не впитывает ся с молоком матери в плоть и кровь наше го человека то уважение к хлебу, которое нам привилось?». Если еще и нет исчерпывающего ответа на этот вопрос, то все равно миллионы и миллионы голосов безоговорочно ноддер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2