Сибирские огни, 1974, №6
посторонней, понимающей его женщиной. Мне почему-то кажется: н а ч а л ь н и к и— в большинстве т оже люди и не обяза т ельно рыкающие на подчиненных, а жены — не бесчувственнее любовниц. Истинная победа в житейских и производственных конфликтах достигается не только звучной сшибкой л бами с истеричными выкриками, что т а кж е пока в реальной жизни, к сожалению, не исключено, а прежде всего спокойной убежденностью в правоте своего — значит и общего дела. Дума е т с я , наиболее характ ерны е конфликты нашего времени все-таки не столк новение тупой силы начальственной власти и «маленького», умного, но скованного в развитии своей инициативы человека, а недостаточное еще осознание к аж дым личных прав и обязанностей г р аж д а нин а соци алистического общества, пренебрежение основами морального кодекса этого общества. Мне вспоминаются два моих минусинских наставника, обучавших искусству краснодеревщика. Один, о глядыв ая мою работу, морщился и бросал брезгливо: «Сучок. З адирин а . Непрошлифовка. Куда ты спрятал рисунок дерева? А эта щелка — для клопов?» И отходил к сво ему верстаку. А я стоял растерянный, при зна в а я справедливость его слов, но не зная, а к а к ж е мне и зб еж а т ь всего этого, к а к и что я долж ен делать, чтобы получалось хорошо. Тогда подходил другой и, взвихрив мои волосы заскору злой от мо золей рукой, ла сково говорил: «Ну, Федул, чего губы надул? Доски, они без сучков редко бывают, на к аж дую вещь не напасешься. Вот ты и обдумай, к а к бы т а к в деле доску эту поставить, чтобы сучок в г л а з а меньше бросался. Потом, ежели он сухой и шатается, лучше ср а зу вы бить его и з а гн а т ь в дырку другой кругляш, потолще, и соскоблив с не го за годя шелуху. А задирины отчего? Сувиль на доске в этом месте. Так ты не строгай ее против хода волокна, а води шлихтиком к а к бы наискось и наточи инструмент хорошенько. Опять же нельзя к а к слу чится доски склеивать. С одного краю у нее рисунок мелкий — з а б о лонь, а с другого — сердцевина, полосы в сантиметр. Т а к ты подбирай сердцевину к сердцевине, а заболон ь к заболони, и доска у тебя вроде как по ширине развернется, всю свою красоту покажет. Отчего щелк а ? Шип когда заре за ешь , ты его самую малость вовнутрь подкашивай, тогда при склейке он плотно прижмется. Вон гляди, к ак я делаю». И подводил к подготовленному для сдачи за к а зчик у изделию, в еликолеп ному о б р а зцу мастерства, объяснял , где у него могло бы получиться плохо, вот так, к а к у меня, если бы он тож е не знал многих, не то что секретов, а особенностей краснодеревного ремесла. Убежден, что из него получился бы и отличный писатель. Не гово рю о зоркости его в згл яд а , замечающе го всякую подробнос ть— к ач е ство, т а к необходимое художнику,— он не ругал за то, что плохо сде лано, он с друже ской готовностью показывал, учил, к а к нужно делать, чтобы выходило хорошо — вот что главное. С к а з а т ь путнику, не з н а ющему дороги: «По ней не дойдешь куда ты направился» — это д об рый совет. Но не самый лучший. Намного полезней бы добавить: «А вот эта дорога приведет тебя к цели». Н. В. Гоголь к а к бы и себя самого, и читателей спрашивал : « З а чем же и з о б р аж а т ь бедность, д а бедность, да несовершенство нашей жизни, вык апы в ая людей из глуши, из отдаленных уголков государст ва?» И тут ж е отвечал: «Что ж е делать, если уж е такого свойства со чинитель, и, заболев собственным несовершенством, уж е и не може т и зо б р аж а т ь он ничего другого, к а к только бедность, д а бедность, да несо вершенства нашей жизни, вык апы в ая людей из глуши, из отдаленных уголков государства». Он, этот сочинитель, прибавил много величия л и тературе русской и гениальной творческой мыслью своей многое сдел ал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2