Сибирские огни, 1974, №5
дева-Ку.мача. Авторы позднейших исследо ваний считали причиной снижения уровня его стихов спешку, работу по срочным зак а зам. Критик убедительно доказы вает, что суть дела — не в спешке, а в том, что «война не внесла серьезных изменений в поэтику» Л ебедева-К ум ача, «прочно сложившуюся в 30-е годы. Его военные стихи отстали от вре мени. Но, к счастью, не все». И тут же моно- графист показывает, почему именно Лебедев- Кумач написал песню «Священная война», ставшую символом целой эпохи в жизни на шей страны, ряд других удачных стихов. Интересны размышления литературоведа о поисках Н. Асеева, о творческих взглядах различных поэтов, соображ ения критика о глубинных связях м еж ду действительностью и принципами ее отображ ения в поэзии во енных лет. Разум еется, эти мысли плодо творны не только по отношений) к прошлому, но и позволяю т лучше разобраться в совре менном литературном процессе. Еще раз хочется подчеркнуть, что А. Аб рамов говорит о поэзии так, как нужно, о ней говорить, чтобы избеж ать препарирова ния, превращ ения ёе в объект анатом ирова ния. Этому, в частности, способствует то, что поэзия военных лет соотнесена с лю д скими судьбами, с событиями тех дней, и аргументом в разговоре о стихах становятся не только анализ их формы, их чисто ли тературных достоинств и недостатков, но и конкретный повод создания того или иного произведения. Примером мож ет служить рассказ о написании Е. Д олм атовским песни «Ой, Дняпро, Днипро...», страницы, посвя щенные творчеству Л . М артынова. Впрочем, такой подход, определяемый стремлением прочесть то или иное произведение в контек сте времени, в контексте не только событий, но и ф актов биографии того или другого по эта, характерен для всей книги. При большом количестве имен и произве дений, которые критик включает в круг сво его внимания, неправомерно упрекать его в том, что он упустил одну из граней работы того или другого поэта — как известно, не объятного не объять. К примеру, говоря о балладах, А. Абрамов не касается того, что сделал в этом ж анре Дм. Кедрин,— но было бы наивным полагать, что в одной книге можно сказать Есе. Ж и вость и заинтересованность разговора, который ведет автор, определяется и метафо ричностью его язы ка. Отмечая исключитель ное значение творчества Александра Т вар довского в советской поэзии, А. Абрамов, анализируя «Василия Теркина», пишет, что образ центрального героя «можно смело н аз вать человеком-народом». Здесь образная, полная глубокого смысла формулировка кош центрирует в себе квинтэссенцию мысля. В другом месте, отдавая должное мастер ским деталям поэтической техники Н. Асее ва, критик скаж ет: «И все-таки вещь холод ная. Она звенят, не соприкасаясь ни с зем лей, ни с сердцем человека». Объективности ради следует заметить, что изредка анализ подменяется пересказом, к тому ж е не очень удачным,— укаж у хотя бы на страницу 488, где идет речь об одной из лучших глав «Василия Теркина» — «Смерть и воин». Порой — на общем фоне живой и яркой авторской речи — царапнет слух йеук- люж ая, громоздкая фраза — вроде такой: «Поэма вырастает до осознания правды борьбы мира молодости и красоты с миром фашизма». Т акая цель родительных паде жей поневоле вызовет в конце облегченное «уф!» В издательской аннотаций говорится, что «с увлеченностью влюбленного в поэзию и с кропотливостью ученого собрал А. Абра мов и теоретически осмыслил огромный м а териал; им тщательно обследованы архивы фронтовых газет и листков. Эта книга обра щена к любителям поэзии и исследователям литературы». Мне остается только подтвердить, что кни га вполне отвечает этим словам. Если учесть, что, как правило, книга, адресован ная любителям поэзии, мало интересна для специалистов, и наоборот, то возникает воп рос: как удалось критику, не поступаясь на учностью, сделать монографию популярной? В какой-то мере я попытался ответить на этот вопрос по ходу заметок; к сказанному можно добавить, что даж е те закономерно сти, которые известны специалистам, под тверждены А. Абрамовым на необычайно широком материале: практически он исполь зовал по.чти все, что было создано поэтами в годы войны, и если бы книга была снаб ж ена именным указателем (его, к сож але нию, нет), то этот указатель совпал бы со списком поэтов, своей работой ковавших Победу. Не только широта материала привлекает читателя в книге, но и широта проблемати ки: «невыдуманность» героев и событий в поэзии военных лет; раздум ья о ж анрах, об их стилистике; постоянство гуманистических позиций в литературе военных лет и после военных; размышления о том, что «обусло вило небывалый художественный феномен: в годы жесточайшей из войн... возникает поэ зия такой человечности... образ таких масш табов обобщения (Василий Теркин), которые отличают только редкие художественные типы — Уленшпигель, Швейк...» Масштабность взгляда на поэзию военных лет в сочетании с тонким анализом худож е ственных особенностей конкретных стихов и поэм, соотнесенность литературного процес са с событиями всемирно-исторического зна чения, самостоятельность в оценках и аргу ментированность суждений делают книгу А. Абрамова заметным явлением в нашем литературоведении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2