Сибирские огни, 1974, №5

Ю . Мостков ПОЭЗИЯ ПОДВИГА и подвиг поэзии К аж ды й год о тдал яет нас от того рубеж а в истории человечества, каким была Великая Отечественная война. Но с каж дым годом все больше становится произведений о ми­ нувших битвах — произведений всех ж анров и” всех видов искусства, будь то литература или живопись, кинем атограф или скульпту­ ра. И это убедительнейш ее доказательство негаснущего интереса к событиям, явившим всему миру величие ду ха советского на­ рода, к событиям, ставшим одной из значи­ тельнейших вех мировой истории. В свое время прозвучало немало суровых, но справедливы х слов о литературной кри­ тике, которая почти не обращ алась к сокро­ вищнице литературы , созданной в огне Ве­ ликой Отечественной. Стоит напомнить, что Алексей С урков в дни, когда наш народ отмечал 20-летие Победы , размыш ляя о р а­ боте советских поэтов в годы войны, сказал: «Горько говорить о том, что наш а у в аж а ­ ем ая критика за 20 лет не удостоила нас вниманием, не попы талась окинуть ретро­ спективным взглядом наш опыт военных лет» («К расная звезда», 24 апреля 1965 г.) Об этом вы сказы вании А. Суркова напо­ минает, в частности, А. Абрамов в своей фундам ентальной книге «Лирика и эпос Ве­ ликой Отечественной войны»1. Сегодня советские критики могут назвать десятки книг о литературе военных лет. Среди них книга А. А брам ова — одна из са ­ мых значительны х не только по широте ма­ териала, собранного автором , но и по глуби­ не и многосторонности проблем, рассмотрен­ ных им. О важ ности темы говорить излишне — это очевидно. Г ораздо труднее ответить на воп­ рос — почему до сих пор ж ивут многие про­ 1А. А б р а м в в. Лирика и эп ос Великой Отечественной войны. Москва, «Советский писатель», 1972. изведения тех лет и поток времени не старит их? Почему до сих пор так велик читатель­ ский спрос на эти книги? Ответ мож ет быть только один —■каж дое новое поколение испытывает насущную не­ обходимость осмыслить подвиг народа, по­ нять истоки невиданного муж ества, самопо­ жертвования, ратной и трудовой доблести советских людей. При этом нельзя забы вать, что произведения военных лет покоряют не только накалом чувств и художественным мастерством, а воспринимаются как свиде­ тельства очевидцев и непосредственных уча­ стников событий. А. Абрамов поднял огромный материал. Критик пристально рассм атривает творчест­ во А. Твардовского и А. Суркова, К. Симо­ нова и М. Алигер, А. Прокофьева и М. И са­ ковского, С. М арш ака и О. Берггольц, А. Ахматовой и И. Уткина, В. Л ебедева-К у- мача и Е. Долматовского, П. Антокольского и Н. Асеева, В. Луговского и А. Ф атьянова, П. Шубина и И. Сельвинского... Впрочем, перечень всех поэтов, произведения которых анализирует А. Абрамов в своей книге, занял бы несколько страниц, потому что в их ряду мы видим и поэтов, рожденных войной,— М. Л уконина, А. Недогонова, Б. Слуцкого, А. М ежирова, С. Н аровчатова, Д . С амойло­ ва, М. Максимова, К. Ваншенкина (хотя, пожалуй, об этой плеяде авторов хотелось бы прочесть побольше и поподробнее). В этом ж е ряду стоят поэты-узники фашист­ ских концлагерей — Григорий Люшнин, Иван Ковалевский, Михаил Авилов, Николай Ф»- мичев, а такж е безымянные авторы, чьи стихи дошли до нас и чей подвиг ородни подвигу Мусы Д ж али л я, татарского поэта- героя. П рослеж ивая наиболее характерное для каж дого художника, независимо от масш таба его дарования, исследователь прежде всего стремится подчеркнуть то, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2