Сибирские огни, 1974, №5
Ю . Мостков ПОЭЗИЯ ПОДВИГА и подвиг поэзии К аж ды й год о тдал яет нас от того рубеж а в истории человечества, каким была Великая Отечественная война. Но с каж дым годом все больше становится произведений о ми нувших битвах — произведений всех ж анров и” всех видов искусства, будь то литература или живопись, кинем атограф или скульпту ра. И это убедительнейш ее доказательство негаснущего интереса к событиям, явившим всему миру величие ду ха советского на рода, к событиям, ставшим одной из значи тельнейших вех мировой истории. В свое время прозвучало немало суровых, но справедливы х слов о литературной кри тике, которая почти не обращ алась к сокро вищнице литературы , созданной в огне Ве ликой Отечественной. Стоит напомнить, что Алексей С урков в дни, когда наш народ отмечал 20-летие Победы , размыш ляя о р а боте советских поэтов в годы войны, сказал: «Горько говорить о том, что наш а у в аж а ем ая критика за 20 лет не удостоила нас вниманием, не попы талась окинуть ретро спективным взглядом наш опыт военных лет» («К расная звезда», 24 апреля 1965 г.) Об этом вы сказы вании А. Суркова напо минает, в частности, А. Абрамов в своей фундам ентальной книге «Лирика и эпос Ве ликой Отечественной войны»1. Сегодня советские критики могут назвать десятки книг о литературе военных лет. Среди них книга А. А брам ова — одна из са мых значительны х не только по широте ма териала, собранного автором , но и по глуби не и многосторонности проблем, рассмотрен ных им. О важ ности темы говорить излишне — это очевидно. Г ораздо труднее ответить на воп рос — почему до сих пор ж ивут многие про 1А. А б р а м в в. Лирика и эп ос Великой Отечественной войны. Москва, «Советский писатель», 1972. изведения тех лет и поток времени не старит их? Почему до сих пор так велик читатель ский спрос на эти книги? Ответ мож ет быть только один —■каж дое новое поколение испытывает насущную не обходимость осмыслить подвиг народа, по нять истоки невиданного муж ества, самопо жертвования, ратной и трудовой доблести советских людей. При этом нельзя забы вать, что произведения военных лет покоряют не только накалом чувств и художественным мастерством, а воспринимаются как свиде тельства очевидцев и непосредственных уча стников событий. А. Абрамов поднял огромный материал. Критик пристально рассм атривает творчест во А. Твардовского и А. Суркова, К. Симо нова и М. Алигер, А. Прокофьева и М. И са ковского, С. М арш ака и О. Берггольц, А. Ахматовой и И. Уткина, В. Л ебедева-К у- мача и Е. Долматовского, П. Антокольского и Н. Асеева, В. Луговского и А. Ф атьянова, П. Шубина и И. Сельвинского... Впрочем, перечень всех поэтов, произведения которых анализирует А. Абрамов в своей книге, занял бы несколько страниц, потому что в их ряду мы видим и поэтов, рожденных войной,— М. Л уконина, А. Недогонова, Б. Слуцкого, А. М ежирова, С. Н аровчатова, Д . С амойло ва, М. Максимова, К. Ваншенкина (хотя, пожалуй, об этой плеяде авторов хотелось бы прочесть побольше и поподробнее). В этом ж е ряду стоят поэты-узники фашист ских концлагерей — Григорий Люшнин, Иван Ковалевский, Михаил Авилов, Николай Ф»- мичев, а такж е безымянные авторы, чьи стихи дошли до нас и чей подвиг ородни подвигу Мусы Д ж али л я, татарского поэта- героя. П рослеж ивая наиболее характерное для каж дого художника, независимо от масш таба его дарования, исследователь прежде всего стремится подчеркнуть то, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2