Сибирские огни, 1974, №5
произведениям Алексея Толстого, Михаила Булгакова, Бориса Л авренева, Константи на Федина и многих других советских писа телей, не говоря уже о мемуаристах? Разве мы не встречали в жизни людей с подобной биографией — дворян и белых офицеров, решительно порвавших со своим классом? Автор, действительно, не стремится де тально воссоздать прошлое Репнина, Надо полагать, писатель не чувствовал в этом нужды , да ее и не было. К ак не было, ска жем, Ш олохову нуж ды показы вать д вад ц а типятитысячника Д авы дова на питерском заводе,— мы и так можем отчетливо пред ставить его за своим станком. В данном случае все поведение, все действия, все раз мышления Репнина проливают нам свет на его прошлое. Главный воспитатель, по Репнину,— ок руж аю щ ая действительность со всеми ее противоречиями, сложностями, каж ущ ими ся и подлинными несообразностями и не легко добываемой, но высокой, неподлож ной правдой. Он умеет помочь ребятам вер но оценить те или иные явления, только на толкнув их на эту самооценку сдерж анной репликой, а порой, напротив, мудрым мол чанием. Примеры такой жизненной педаго гики рассыпаны по всей повести. Во время обеда детдомовец бросил в сво его товарищ а целый ломоть добротного пшеничного хлеба. «Валериан Иванович молча поднял хлеб, обдул его и громко, отчетливо сказал, чтобы слыш али все: — У Саши Рагулина родители умерли от голода. У Гали Косовой —•тоже. Умерли от того, что еще семь лет назад в стране за суха была. Голодали люди,— он повернулся и ушел из столовой». Д етдомовцы избили подростка, оскорбив шего девочку. Директор школы требует от Репнина, чтобы он строго н ак азал своих ре бят. «С казать, что за подлость не надо бить? Нет, уж лучше вы сами им об этом скаж ите, а меня увольте. По моим, време нем утвержденным понятиям ,— за подлость надо бить всегда и всех»... В последнее время имя Виктора Астафь ева все чаще называю т в ряду писателей- «деревенщиков». Пож алуй, больше всего оснований к тому даю т повести «Последний поклон» И «Ода русскому огороду». В ас тафьевской летописи современника эти про изведения занимаю т особое место. Они ав тобиографичны, но безусловно выходят за рамки жизнеописания. П овесть «Последний поклон» создавалась чуть ли не целое десятилетие. Она родилась из отдельных рассказов. И Астафьев про долж ает здесь традицию автобиографиче ских произведений русской и советской ли тературы . В зам етках «Волшебная палочка А ксакова» Владимир Солоухин очень точно говорит о непреходящем значении такой литературы : «Просто ж ивет маленький рус ский мальчик С ереж а, живут вместе с ним его отец и мать, его дедуш ка и бабушка и много других людей, с которыми ему при шлось познакомиться в детстве... Ж ивут незатейливой, неторопливой жизнью, свой ственной тому времени... ж ивут и не знают еще, что каж ды й почти миг их жизни будет известен впоследствии грядущему пою .те нию не только на сто пятьдесят лет вперед (то есть нам с вам и), но и на все времена, пока существует на земле русский язык и русские люди». Д етство Вити из «Последнего поклона» сильно отличается от благополучного, без заботного детства а.ксаковского Сережи да и других обитателей дворянских усадеб. В этом босоногом крестьянском детстве есть не только веселые походы за ягодами и трепетная радость первой рыбалки, и день, когда тебя впервые берут на сенокос, и осенние грусти и радости, с опустевшими полями и огородами, с отлетом ж уравлиных стай и нешуточным делом — рубкой капус ты. В нем есть и бедность, и холод; и голод, и, наконец, дыхание где-то гремящей войны. С философской глубиной вы является здесь многое из того, что отличало неповторимые черты, характер тридцатых — начала соро ковых годов. Небольшая новелла «Д алекая и близкая сказка» служит в повести, как определил сам автор, «вместо вступления». То, о чем здесь рассказано, необычно для жизни и быта глубинного сибирского села. Мальчик слушает скрипку одинокого старика, кото рого все в деревне зовут Васей-поляком. Мальчик смутно чувствует и трагедию это го человека, и великую силу искусства, и контрастность прекрасного и яростного ми ра. Музыка замысловатым узлом связывает судьбы двух людей. Вася-поляк играет мальчику «Полонез» Огинского — трагиче скую поэму композитора, потерявшего ро дину. Музыка все перевертывает в душе Виги. В конце рассказа герой вновь слуш а ет эту музыку в польском городе, куда он пришел как освободитель. И каждый рассказ этой повести, будь то лирический — «Зорькина песня», рыбацкий— «Ночь темная-темная» или семейный — «Бабушкин праздник», привносит все новые штрихи в историю о том, как деревенский мальчик становится личностью. У Бориса Слуцкого есть строки: «Умира ют мои старики — мои боги, мои педагоги, пролагатели торной дороги, где шаги мои были легки». Эти строки, обращенные к большим поэтам, учителям жизни, хочется отнести и к образу астафьевской Катерины Петровны, родоначальницы большой семьи, из которой вышел герой «Последнего пок лона». Катерина Петровна близка горьков ской бабушке Акулине Ивановне. Это не случайное сходство. Виктор Астафьев безу словно пришел к нему, запечатлевая рус ский национальный характер. В облике этих простых русских женщин столько благород ства, неистребимой жизнестойкости, добро ты, веры в человека, что писатель, исследу ющий народную жизнь, не может пройти мимо этих драгоценных свойств народного характера. Астафьевскую героиню роднят с горьков ской и многие конкретные черты. «Она ни когда не плутала в лесу, безошибочно оп ределяя дорогу к дому. По запахам трав она знала, какие грибы должны быть в этом месте, какие — в ином...»— пишет об Аку лине А. М. Горький.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2