Сибирские огни, 1974, №5
перемололось, на выставку вот с курами попала,— негромко и напевно отвечает она». Отнюдь не многотерпение воспевает Ас тафьев. Он говорит об оптимизме русского человека, умеющего выстоять «на всех вет рах» истории. В «Перевале», во многих рассказах пи сатель показал себя приверженцем тради ционной манеры письма. «Однако сама-то традиция,— как очень точно сказал об этом Сергей Залыгин,— будучи непоколебимо верна самой себе, в то ж е время нуж дает ся во все новых и новых художниках, новом слухе и в новом зрении, в новом жизнен ном материале. Если ничего этого не будет, традиция перестает существовать сегодня, она становится памятником прошлого». Традиционно и повесть Астафьева «Кра ж а». Более того, большинство критиков уви дело в ней еще одно талантливое произве дение о жизни детского дома, о воспита нии и перевоспитании сирот, трудных детей, малолетних преступников. Рецензии на по весть так и назывались: «Дети Краесвет- ска», «Детский дом в Краесветске»... Д а, действительно, как будто в центре произведения краесветский детдом с его специфическими конфликтами и ситуация ми, с его особой атмосферой, особым комп лексом проблем и детскими индивидуально стями. Однако битва за ликвидацию бес- призорничества, за исцеление искалеченных детских судеб отраж ена во многих произ ведениях. Вершинами этой литературы яви лись знаменитая «Педагогическая поэма» А. М акаренко, «Странники» В. Шишкова, «Правонарушители» JI. Сейфуллиной, «Таш кент — город хлебный» А. Неверова, «Рес публика Шкид» Г. Белых и JI. Пантелеева. Естественно, новый слух, новое зрение, о которых говорит Залы гин,— это не одно только изобразительное мастерство, каким бы изощренным и отточенным оно ни было. Нет, не только детский дом волнует ав тора повести. Его, в первую очередь, как мы уже видели, волнуют трудные судьбы людей, которых время пробует на излом, на крепость. А таких он наблюдает не толь ко в детском доме. «Вот все думаю о судь бах наших здешних людей, и голова у ме ня кругом идет...» Эти слова принадлеж ат коменданту Краесветска, а впоследствии первому председателю горисполкома Сту пинскому. Воссозданный автором Краесветск — при чудливый человеческий клубок, где сто летний кулак встречается с гостевавшим у него в дни боевые красногвардейским ко мандиром, где бывший белый офицер Реп нин становится надежным помощником старого большевика, где заброшенный на чужбину карачаевец дает стоящ ему на рас путье детдомовцу бесценные уроки нравст венности. И детский дом — только узелок в это тугом клубке. Узелок, несомненно, важный, но отнюдь не главный. Процесс становления детского коллектива, поиски подростком своего места в жизни, даж е сама история с краж ей, когда детдомовцы совершают налет на кассу и в результате кассирша оказывается в заключении, а в детдоме появляются двое осиротевших ма леньких краесветцев,— все это неотрывно от происходящего в городе. И в детдоме Астафьева интересовали все те ж е трудные судьбы в динамике их обновления. И больше других — Толя Ма- зов, центральный герой повести, к подрост ковому возрасту потерявший и перехорони вший (всех родных, чудом уцелевший от го лодной смерти в цинготном бараке. Нельзя не заметить — это ощутимо и в интонации, и часто в довольно' обнаженном подтексте всех тех страниц, которые посвящены .Ча зову,— что этот персонаж особенно дорог автору. Это и понятно. Судьба юного ге роя — одно из звеньев в художественной летописи, в истории поколения, которую со здает Астафьев. Тяжелые испытания не сло мили его героя, не озлобили его. Этой нату ре свойственны тяга к справедливости, внутренняя чистота. И самое ценное — уме ние взять на себя ответственность не только за свои, но и за чужие поступки, повести за собой других. Есть в «Краже» исключи тельно тонкая, с подлинным прозрением написанная сцена, когда Анатолий сообщает ребятам, что он перепрятал остатки краде ных денег и решил сознаться в совершенном детдомовцами преступлении. «И все, не только Глобус, но и Ж енька и Малышок, вдруг почувствовали превосходство над со бой этого парнишки, Тольки М азова, вчера дуревшего и игравшего вместе с ними, а сегодня ровно бы отделившегося от них силою какой-то или той ответственностью, которую он взвалил, а главное, смог взва лить на себя». П оказы вая формирование личности, Ас тафьев выдвигает свое заветное кредо. Не отрицая различные педагогические системы и приемы, он считает лучшим воспитателем саму жизнь. Интересен в этом плане образ директора детского дома Репнина. В прош лом царский, а потом и белый офицер, от прыск дворянской фамилии, человек этот, отбывая тяж елое наказание, нашел в себе силы понять, что происходит в его стране, на его русской земле, и встал на сторону тех, кто преобразует родную землю. Некоторые критики считают, что образ Репнина выписан недостаточно полнокровно. Так, Ю. Суровцев утверждает, что автор не убедительно раскрыл драму его перерож дения. А. М акаров, хотя и полемизирует с Суровцевым, но, по сути, становится на его точку зрения. Он указывает поначалу, что слово «перерождение» не подходит для обозначения того процесса, какой произо шел с Репниным, что Репнин всегда был русским патриотом, «который дорогой це ной заплатил за свои ошибки». Но далее пишет: «Иное дело, что «личный роман» Репнина оказался в повести недостаточно четко прописан. И произошло это потому, что «личный роман», как и сама фигура Репнина, и для автора, и для читателя сло жен и необычен». Но так ли уж нов и сложен этот «личный роман»? Р азве эти «хождения по мукам» не знакомы и нам (конечно, каждый раз в не повторимых индивидуальных вариантах) по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2