Сибирские огни, 1974, №5
и справедливый судья людских дел и помыс лов. Н едаром в последнем столкновении Култыша с вырубчанами охотник заставля ет их притихнуть, угрож ая судом вечной, бессмертной тайги. «Повывелись охотники и рыбаки в Вырубах, повыродились добыт чики и промысловики»,— пишет автор, изоб раж ая, как природа мстит керж акам за ж е стокость и жадность... У талантливы х писателей недостатки про изведений, чаще всего, продолжение их до стоинств. И, видимо, можно говорить о том, что гимн природе, изображ ение взаимосвя зей человека и природы несколько заслони ли социальное исследование керж ацкой де ревни, зачастую выступающей здесь во всех своих устремлениях как единое целое. Впро чем, признаки ее классового расслоения все же видны в повествовании (упоминание о «крючковатом» мужике, перекупщике пуш нины и пантов; зловещ ая мечта Амоса раз богатеть и поставить мельницу, поприжав в голодный год своих односельчан; бедствова- ние сапож ника Трохи и положение его до чери Клавдии в доме Амоса и т. д.). Захваты вающ ая близким к сибирской бы вальщине сюжетом, сочностью и рельеф ностью картин природы, наконец, богатст вом и колоритностью языка, повесть «Ста- родуб» — первое произведение Астафьева, которое позволяет говорить о нем как о ма стере, крупном художнике слова. Виктор Астафьев заявил однажды о сво ей приверженности к ж анру рассказа. И, действительно, много работая над повестя ми, он не забы вает рассказ, пишет цикл со гретых юмором новелл для детей «Кузя — куриный начальник», миниатюры «Затеей» («Яшка-лось», «Хлебозары», «Родные бере зы», «Сильный колос», «Дикарь трубит» и д р .). Само название говорит о характере «Затесей» — это зарубки, какие оставляют на стволах деревьев таежники, чтобы не за блудиться в лесу, те зарубки, которые по могут ощутить чудодейственность природы, проникнуться светлым чувством сопричаст ности с ней. По-прежнему волнует автора великая вой на, основная тяж есть которой пала на до лю его поколения. Но теперь писатель не только вспоминает поле боя — все чаще в центре его внимания трагические послед ствия войны, ее ж и вая память в сердце на родном. Герой рассказа «Ясным л я днем» — тот с виду неприметный человек, которого любят назы вать «простым», забы вая, однако, что он прост лишь в обращении, в общении с другими. Нет в рассказе ни широких баталь ных картин, ни размышлений о силе и стойко сти советского воина. В самом повседнев ном поведении героя раскрывается его об лик, неистребимый запас душевных сил. Рассказ не заключен в строго очерченную фабулу. Ее внешней основой могла бы стать поездка главного героя, ветерана Отечест венной войны Сергея Митрофановича, в го род на медицинскую комиссию, но события в произведении не обрамляются этой поезд кой. Все, что происходит в рассказе, связано только с настроением героя, нахлынувшими на него воспоминаниями о войне. И это очень тонкое, почти эфемерное, связующее средство оказывается чрезвычайно надеж ным. Удивительно точен первый аккорд рас сказа: «И в городе падал лист. С тополей — зеленый, с лип — желтый. Липовый легкий лист разметало по улицам и тротуарам, а тополиный леж ал кругами возле деревьев, серея шершавой изнанкой. И в городе, не смотря на шум, суету, многолюдст-во, скво зила печаль, хотя было ясно по-осеннему и пригревало». Это как бы ключ к неторопли вым, пронизывающим легкой и светлой болью воспоминаниям. Словно сквозь дым ку минувшего, смотрит Сергей Митрофано вич на своих случайных попутчиков, ребят, начинающих самостоятельную армейскую жизнь. «Ясным ли днем» отчетливо перекликается с известным тургеневским рассказом «Пев цы». И перекличка здесь не только в сво бодной и гибкой фабуле, не только в отдель ных деталях. Например, у Тургенева рас сказчик, а у Астафьева главный герой ока зывается в компании различных людей. В «Певцах» в этой компании присутствует не кий Оболдуй, пустейший малый, без которо го, однако, не обходилась ни одна попойка «на сорок верст вокруг». И среди ребят, встреченных Сергеем Митрофановичем, кру тится парень, которого старый солдат сразу ж е определил: «Этот парень бродяга или блатняжка, без каких ну ни одна компания российских людей обойтись почему-то не может». Но самое главное в этой перекличке рас сказов — глубокое восхищение талантли востью русского человека. «Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос... Русская, правдивая горячая душа звучала и дышала в нем, и так хватала вас за сердце, хватала прямо за русские стру ны»,— размцш ляет Тургенев о песне Якова. «В голосе его, без пьяной мужицкой ди кости, но и без вышколенной лощености, угадывался весь его характер, вся душа, приветная и уступчивая. Он давал рассмот реть всего себя оттого, что не было в нем хлама, темени, потайных закоулков»,— так характеризует Астафьев песню Сергея Мит рофановича. Следует ли при этом упрекать автора в подражательности? Вспомним слова М ари ны Цветаевой: «Когда вещь сильна, она не переимчивость, а преемственность». «Ясным ли днем» открывает вышедшую в издательстве «Современник» книгу рас сказов Виктора Астафьева «Излучина». Произведение дает тональность этой книге, где Астафьев-рассказчик представлен на иболее полно. В рассказе «Солдат и мать» есть сцена, как бы высвечивающая суть астафьевских героев, поднимающая повествование об их судьбах до больших художественных об общений. Это — встреча недавнего фронто вика с пожилой крестьянкой на сельско хозяйственной выставке. Приняв ее за ста рую знакомую, солдат спрашивает: «Пере мололось, значит, все?» — «А как же! Все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2