Сибирские огни, 1974, №5
его седым ветераном в ясный сегодняшний день. С тараясь нащ упать те или иные линии в творчестве писателя, иногда невольно стре мишься уместить их в каких-то определен ных временных рам ках. Но в данном случае не это стремление заставляет присоединять «Стародуб» — повесть о дореволюционной керж ацкой деревне — к летописи современ ности. Слишком крепка здесь мировоззрен ческая связь. Н адеж но отгорож енная от всего мира горными хребтами, тайгой, бурного нрава рекой, стоит к ерж ац кая деревуш ка с выби тым словно из скалистой глыбы названием Вырубы. Но новая жизнь врывается в ста рообрядческую глухомань, новые веяния пробиваются в керж ацкий быт то побывав шим на солдатской службе да еще и на к а торге Феофаном Кондратьевичем, то при блудным, гонимым киргизом, то выброшен ным с разбитого плота малым парнишкой. И, видно, недаром керж аки стремились уто пить Култыш а в волнах свирепой Оньи. Б е лой вороной вырос этот мальчик, усынов ленный непокорным «каторжанцем». Г лав ное в Култыше — бескорыстие, самоотвер женность, доброта. Он умеет жить д л я лю дей, умеет в различных испытаниях взва лить на себя самую тяжелую ношу. Это и роднит таежного охотника Култыша с глав ными героями творчества Астафьева, на д о лю которых выпала совершенно иная жизнь в совершенно иное время. Многое в образе Култыш а помогает нам увидеть во плоти то, что мы назы ваем истоками народного х а рактера. Вот почему «Стародуб» ■— одна из частей той большой книги, которую созда ет Астафьев о своем поколении. Сущ ествует два варианта повести «Старо дуб»: первоначальный, впервые опублико ванный в альм анахе «Прикамье» в 1959 го ду, и окончательный, обычно открывающий сборники произведений Астафьева, посвя щенные истории поколения. В первой редакции повести писатель ог раничивает свои художнические задачи, главным образом, защитой родной природы. Соответственно он выбирает эпиграф — сло ва А. К. Толстого: «Благословляю вас, ле са...». Ярко показано это в Тех эпизодах произведения, где старый бакенщик И зот Трофимович неутомимо воюет с бульдозери стом, порушившим деревья в кедровом бо ру, с парнями, дл я забавы подстрелившими глухаря. В арсенале старика есть и назида тельные сентенции, и д аж е громкая читка отрывков из книги писателя-ф антаста, про рочествующего о тяж ких последствиях вар варского отношения к богатствам земли — об исчезновении лесов, каменного угля и нефти, загрязнении атмосферы. И центр повествования — сам сказ о Култыше — становится лишь иллюстраци ей к призывам к защите природы. О ткры тая дидакгичность, прямолинейность суще ственно ослабили драм атизм конфликта между Култышом и вырубчанами. В окончательной редакции «Стародуба» был снят эпиграф. Вместо него стояло по священие Л еониду Л еонову. Тем самым а в тор вольно или невольно подчеркнул более широкий смысл своей повести. Ведь и у Л е онида Л еонова тема русской природы сли лась с исследованием национального харак тера. Теперь в произведении в большей степени проявились социальные мотивы: автор чет ко противопоставил друг другу кержацкую общину и ушедших из нее таеж ны х охотни ков. Непрерывные их столкновения, ярост ные их сшибки обусловили фабульный строй повести, ее строгий композиционный рису нок, породили остроконфликтность произве дения. И в связи с этим ощутимо заявил о себе такой компонент астафьевского талан та, как драм атизм повествования. Им про низана вся повесть. Драматические события органично сплавлены с эпическими и лири ческими сценами, следуют одно за другим. Сразу же после рассказа о попытках уто пить маленького Култыша мы узнаем о на мерении послать безродного «на огонь». Вслед за этим идет сцена охоты на солон цах, приведш ая к разры ву Ф еофана Конд- ратьевича с родным сыном Амосом, и эпи зод смерти старого охотника. Д ал ее—драма неудачного сватовства Култыша, воссоздан ная на фоне его единоборства с коварной в весеннее половодье рекой. Кульминацией этого узла являю тся эпизоды голодного мо ра в деревне, хищнической охоты Амоса в горящей от засухи тайге, наконец, смерти Амоса и попыток одичавших вырубчан за копать с покойником Култыша. К этому следует добавить стоящую не сколько особняком, но очень органичную д л я повести трагическую историю бродячего киргиза. В глазах вырубчан этот забредший в село предвестник голода олицетворяет не умолимость рока, символизирует чуть ли не конец света. Остроконфликтность сюжета открывает широкие возможности дл я раскрытия харак теров, очерченных в «Стародубе» очень рез ко: Феофан Кондратьевич — человек пря мой, с суровой приверженностью к справед ливости; Култыш — мягкий, доверчивый, незлобивый, навеки плененный красотой тайги; мать Мокрида — бесовски хитрая, ханжески бездушная; Амос — жестокий, из воротливый. Д рам атизм и контрастность способствовали емкости, густоте повествова ния. Повесть оставляет ощущение широкого и полного художнического проникновения автора в мир Вырубов, знакомства с обита телями всех двадцати изб этого села. Меж ду тем автор и по именам-то назвал всего лйшь нескольких жителей деревня, а более или менее показал лишь четверых из них. Драматические события повести застав ляю т все время всматриваться в зловещий мир Вырубов. Та ж е стилевая особенность способствует и проникновению в мир тайги. А тайга и вообще природа в повести игра ют особую роль. Если в первой редакции «Стародуба» речь шла о защите природы, то теперь, напротив, природа рисуется как защитница, кормилица, наставница челове ка, в ее мудрой гармонии люди находят подтверждение своим гуманистическим иде алам . Более того, та ж е тайга — суровый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2