Сибирские огни, 1974, №5
стве. Безусловно, с обликом молодого спе циалиста связано немало благотворных пе ремен на селе. Но, как особенно очевидно сейчас, коренные достижения в деревне — результат целого комплекса эффективных экономических и идеологических мероприя тий, включающих в себя не только укрепле ние хозяйств высококвалифицированными кадрами, но и внедрение достижений пере довой науки, помощь им новой техникой, о г ромные капиталовложения. И, конечно, по пытка сделать энтузиазм и чистоту помыс лов молодого специалиста панацеей от всех бед на селе была несостоятельной. Д аж е ав тора талантливой «Повести о директоре МТС и главном агрономе» справедливо уп рекали за такую тенденцию. Впрочем, в образе астафьевской Таси Го лубевой немало привлекательных живых черточек. Но все та ж е схема разруш ает правду характера. Облегченное™ в решении главного конфликта ведет к необходимости чем-то, что называется, «заполнить» много плановое произведение. И появляю тся в ро мане различные, впрочем очень знакомые, бытовые линии и коллизии: любовный тре угольник, один из углов которого представ лен перековывающимся тунеядцем, сыном столичного профессора; падение председате ля колхоза, оказавш егося под пятой распу щенной и своенравной жены; позднее рас каяние директора МТС, в свое время оста вившего обманутую им Тасю и сейчас узн а ющего, что он отец ее ребенка... Общеизвестно, что писатель начинается тогда, когда он приносит в литературу что- то свое, заветное, невысказанное до него. Но, видимо, одно дело знать эту истину, так сказать, теоретически, а другое — следовать ей, осуществить ее практически, в работе. Отсюда и те муки творчества, которые, на пример, даж е у Алексея Толстого рождали «зловещие мысли» — не бросить ли писать, «не поступить ли куда-нибудь на службу?». Очевидно, крепко знакомо все это и Ас тафьеву и в тот период помогло ему понять, что есть в его жизни такие события, такие наблюдения, такой опыт, которые не уме стишь в сложившиеся каноны и схемы. И хотя повесть «Перевал», появившаяся че рез год, тож е подчас не свободна от подра жательности, ненужной сентиментальности и умиленности, однако ее заполнили в ос новном достоверные характеры и ситуации. В ней автор создал историю повзрослення мальчика, которому, по стечению обстоя тельств, мир показался было равнодушным и жестоким. Попав в бригаду сплавщиков, столкнувшись с самыми различными людь ми, Илька ощутил человеческое тепло, добро и участие, «и он теперь твердо знал, что, ес ли в жизни будет трудно, если случится бе да, надо беж ать не от людей, а к людям». Пафос произведения как будто тоже не нов Но в повести есть, к примеру, образ Илькиной мачехи. Она взбалмошна, сварли ва, криклива. Однако даж е после «боя с кровопролитием», когда, доведенный до ис ступления, Илька бросает в мачеху моло ток, эта женщина, отрывая от себя послед ние крохи, оставляет пасынку мешочек с продуктами... Константин Симонов писал Виктору Астафьеву: «Повесть была и до этого хорошей, а тут, когда Вы на эту м а чеху как бы взглянули еще по второму р а зу, другими глазами, повесть сразу ж е ш аг нула в гору на другой этаж». Произведение тем и интересно, что автор попытался в нем вскрыть сложность хар ак теров, диалектику души, что станет сущ ностью, основой астафьевского творчества в будущем. Есть IB повести и многое другое, в чем н а шел себя зрелый Астафьев. Труд, как осно ва бытия, к ак основа русского характера, с горьковской последовательностью наполня ет его произведения. И мужание Ильки, пре одоление кризиса в его детском сознании как раз связано с тем, что он оказался сре ди рабочих, сделавших все, чтобы он не только почувствовал себя равноправным членом бригады, но и понял — мя.р стоит на рабочих плечах, что «рабочим земля д ер жится»,’как говорит один из героев повести. Нельзя без комка в горле читать сцену, ког да сплавщики — и м астны й , энергичный бригадир Трифон Л етяга, и говорливый беспечный Дерикруп, и немногословные тру дяги, «братаны» Гаврила и Азарий, и бес приютный «шатун» дяд я Роман, Красное Солнышко, и вроде бы неприметный, но своеобычный и компанейский Сковород ник,— когда все эти столь различные люди объединяются в одном стремлении помочь маленькому Ильке и не только собирают деньги — Илькину «зарплату», но даж е пи шут специальную ведомость, в которой па цан должен расписаться, чтобы до конца чувствовать себя полноправным членом бригады. Еще одна особенность повести, ставш ая позже неотъемлемой для астафьевского т а ланта,— это ощущение времени. Время про никает в «Перевал» по-разному, оно и в са мом движении сюжета, и в авторских от ступлениях («По всей стране стучали топо ры. Россия строилась»), и в размышлениях героев. Четко ощутимо оно, к примеру, в близком к документальной прозе письме на чальника сплавной конторы: «Деревообде лочный комбинат уже пущен на полную мощность. Он получил срочный заказ от строящегося на Урале металлургического за вода. На нас жмут. Мы здесь работаем уж е в три смены. Работаем ночью при электри ческом сеете. Д а, да, у нас в поселке уже есть электричество». Но наиболее глубинно приметы времени выражены в обрисовке ат мосферы, царящей в бригаде сплавщиков, которая кичем не похож а на рабочую ар тель прошлого... Процесс обретения своего художническо го «я», начатый в «Перевале», успешно про долж ается в повестях «Стародуб», «Звездо пад», «Кража», в циклах рассказов, нако нец, в «Последнем поклоне», «Пастухе и па стушке». Анализируя эти произведения Ас тафьева, критика единодушно отметила, что писатель создает историю своего современ ника. Это бесспорно. Мы видим ,и довоенное детство героя, видим его юность, совпав шую с грозным военным лихолетьем, видим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2