Сибирские огни, 1974, №5
ля, расцвета его дарования, особенно поучи тельно проследить, как шла его закалка, к а кими находками и потерями отмечен его путь. П оказателен в этом смысле первый сбор ник Астафьева «До будущей весны» — то ненькая, небольшого формата, книжка, вы ш едш ая двадцать лет назад в Пермском об ластном издательстве. Конечно, если знаешь, что она склады валась из рассказов, сочи ненных по ночам недавним солдатом, стре мившимся высказать, излить переполнявшее, что первый рассказ напислч на засаленных пронумерованных страницах ж урнала д е ж урных колбасного завода, конечно, если знаешь все это, то неказистую первую кни жечку воспримешь и как свидетельство му ж ества ее автора, и как примечательный факт истории литературного процесса. Начинающий прозаик в первом своем сборнике находится еще в плену далеко не лучших литературных образцов, правда, в ту пору зачастую возводимых на пьедестал и даж е канонизируемых. Поучительна история создания его перво го рассказа. Сам Астафьев вспоминает, как однаж ды он побывал на занятии литератур ного круж ка при газете «Чусовской рабо чий». Один из кружковцев читал свой рас сказ о войне. Герой рассказа, летчик, без ■особого риска то и дело одерж ивал победы, сбивал и таранил враж еские самолеты. У Астафьева такое изображ ение войны вы зва ло досаду и- раздраж ение. Ему захотелось написать правду о том, что он пережил на войне, о своих однополчанах и особенно о тех из них, кто остался леж ать под бугор ками солдатских могил. С прототипом героя Матвея Савинцева, в прошлом тракториста из притаежной ал тайской деревни, Астафьев служ ил в одном взводе связи при артиллерийской батарее. Это был уж е немолодой крестьянин, трудно усваивающий военную науку, но не стрем я щийся спрятаться за чужую спину, терпели во и с достоинством вершащий свое нелег кое солдатское дело. Савинцев погиб, .нала ж и вая связь под враж еским обстрелом. И это событие — гибель товарищ а, чувства, связанны е с ним,— и хотел излить на бум а гу Астаф ьев в ту памятную ночь, когда он исписал тридцать страниц ж урнала, пред назначенного д л я совершенно иных записей." «Больш е всего я заботился о том, чтобы все было точно, чтобы все было, как было». А втора иодвела не фактографичность, не заземленность. Его подвели те самые, не лучшие литературные образцы, какие еще с большим энтузиазмом копировал лит- круж ковец, чье сочинение так возмутило Астафьева. Ж ивой, полный обаяния М ат вей Савинцев ушел из рассказа «Г раж дан ский человек». Его место занял умиленный, д аж е несколько сусальный бодрячок. Поч ти не проник в произведение и драм атизм военной обстановки. Тогдашние редакторы Астафьева хотели, чтобы дебютант не начинал с такого к р ай него проявления пессимизма, каким к а за лась им смерть героя на войне. Поэтому и М атвей Савинцев в рассказе не умирает. Он попадает в госпиталь, куда, конечно, не запазды вает заслуж енная награда. Лишь позднее автор вернулся к этому рассказу, переписал его, д ав ему новое название «Си биряк». Новый вариант произведения закан чивается смертью Савинцева, к ак это и бы ло в действительности. Понятно, суть не в том, что рассказ на военную тему должен иметь трагический финал. Однако вторая редакция лишний раз убеждает, что раскры тие душевного склада крестьянина-сибиря- ка Матвея Савинцева требовало подлинно высокого драм атизм а. Астафьев показал, как среди бесконечного рж аного поля в расцвете сил умирает крестьянин, к ак «зем ля, пахнущ ая дымом и хлебом, приняла его с тихим вздохом», и рассказ обрел значи тельность, не затерялся в потоке огромной военной прозы. Но эго было позднее. А в своих дебютах Астафьев не может еще преодолеть схема тизм и однолинейность «лобовых» решений. П равда и сложность жизни проникает в них к ак будто сквозь фильтры грубой идеализа ции. Например, в рассказе «Земляника», где автор коснулся таких горьких граней пос левоенного времени, как безотцовщина и одиночество женщины, возникают явно на думанные, чуть ли не «святочные» ситуации. Сюжетной коллизией становится здесь не счастный случай с ж елезнодорожником Со ломиным. Но все это, в конечном итоге, ре шается на уровне сентенции, которой мать Нюры и Вани утешает оказавш егося в боль нице Соломина: «Ничего страшного, Иван Павлович, у нас инвалидам почет, а вы по правитесь, и все будет хорошо». И ,в других рассказах первой книги любой конфликт — будь то затор леса во время сплава («До будущей весны») или «затор» в личных от ношениях («Дерево без корней») — разре шается облегченно и упрощенно. Конечно, ростки будущего мастерства, сложивш егося ныне своеобразного стиля можно обнаружить и в этих рассказах, в их тематике, которая позже в какой-то степени повторится, в отдельных точных и зримых деталях быта, в любви к природе, в пейзаж ных зарисовках. Но из песни слова не вы кинешь: не так-то уж легко и безоблачно входят таланты в литературу... В середине пятидесятых годов Виктор Ас тафьев выступает с романом «Тают снега». Произведения сельской тематики были тог да в самом центре внимания. Особенно взволновали самого широкого и разнообраз ного читателя остропроблемные очерки Ва лентина Овечкина, способствовавшие ново му взлету этого ж анра. Вслед за очеркиста ми шли мастера повести и ром ана. И столь велико было ж елание молодого Астафьева «откликнуться», создать актуальную вещь, что о,н не побоялся ни сложности романной формы, ни новизны проблематики. Д ля сво его произведения автор избрал одну из рас пространенных тогда не столько в жизни, сколько в литературе, ситуаций. В колхоз приезж ает молодой специалист, агроном Т а ся Голубева, и своей настойчивостью, прин ципиальностью увлекает сельчан, сущест венно изменяя обстановку в отсталом хозяй-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2