Сибирские огни, 1974, №5
Б. Ю далевич ОТ ИМЕНИ ПОКОЛЕНИЯ ( К 50 -ЛЕТИЮ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА ) «А искусство, оно вообщ е жестоко: тя нет к себе, а потом всех расставляет на свои места — без снисхождения». Эти слова о д ной из героинь Виктора Розова совершенно справедливы . Не о кап ризах переменчивой конъюнктуры ,— речь идет здесь о подлин ных слож ностях творческого поиска, о тех высоких требованиях, которые современ ность пр едъ являет художнику. Потому ед ва ли не самое отрадное, самое значитель ное в литературной жизни — утверждение нового имени, читательское признание ли тератора, которого глубоко уваж аю т, от которого ж дут умного, содержательного разговора, художнических откровений. Примечательно, что такой писатель в н а ше время нередко входит в литературу без особого ш ума и вполне может отнести к се бе строки раннего Ярослава Смелякова: «Не был я ведущим или модньЫ, без меня дис куссия идет». Но, опоздав на дискуссию, он вовремя поспевает к читателю, становится .все более необходимым дл я него. Именно так обогатили наш у прозу Чингиз Айтматов и В асиль Быков, Евгений Носов, Василий Белов, Михаил Рощин и Виктор Лихонотов. Т ак из глубины России пришел в литерату ру и сибиряк Виктор Астафьев. И особен ность общ ения с большим писателем состо ит в том, что, с одной стороны, он пор аж а ет новизной, а с другой — как будто всегда был с тобой, в поле твоего зрения. Виктору Астафьеву сейчас посвящается нем ало страниц в нашей критике. Но впер вые полно представил его широкому чита телю Александр М акаров, которого .всегда отличало умение заметить и поддерж ать но вое дарование. Этим, в частности, объяснял ся его неослабный интерес к писателям, ж и вущим далеко от Москвы. Критику принад леж ит ряд статей о молодой прозе и поэзии пятидесятых-шестидесятых годов, но зсе же главны е его интересы сосредоточивались на писателях, прошедших войну, особенно близ ких ему как фронтовику. Поэтому, когда читаешь монографический очерк А. М акарова «Во глубине России...(•>, прежде всего ощ ущ аеш ь не только частый в подобных работах лирико-публицистиче ский настрой. Весь облик Астафьева, писа тельский и человеческий, его .мысли, его те мы, ^его герои необычно дороги критику. Своей .незаурядной книгой А. М акаров как бы определил дальнейшее отношение к пи сателю. Вслед за «ним Астафьева стали .на зи дать летописцем своего поколения, спра ведливо у к азы в ая на единство сквозного ге роя его прозы, единодушно восхищаясь са мобытностью и щедростью его таланта. И это тем более закономерно, что Виктор Астафьев подкрепляет такое мнение новыми своими работами. В книге «Во глубине Рос сии...» А. М акаров пытался проследить,труд ности роста и становления писателя. В те перешней же критической периодике В. Ас тафьев выглядит несколько статично. Р а з навсегда данными воспринимаются и его т а лант бытописателя, и умение живописать природу, и чувство языка, и многое другое. Такую точку зрения подкрепляет и био графия Астафьева, «университеты» его ж из ни: детский дом в заполярной И гарке и по луголодный паек фэзэошника военных лет,, мерзлые окопы и смерть лицом к лицу, и госпитальная койка, и .работа грузчиком, д е журным по вокзалу, слеса.рем, «очным сто рожем... Конечно, талант плюс жизненный опыт — ресомые слагаемые успеха. Но их еще дале ко недостаточно в наши дни. И об этом го рячо, выстраданно сказал сам Виктор Ас тафьев: «Учиться, .не остаться литератур ным полудикарем, который, заимевши би лет члена Союза писателен, считает сие вер шиной умственных и всяких иных достиж е ний, да и обращается постепенно в около литературного прилипалу,, удобно устроив шегося на теле большой рыбы; стать про фессионально читающим, думающим и рабо тающим — вот какую задачу должен был решить я, иначе мне, полуграмотному чело веку, был бы конец как литератору». Это сказано, конечно, излишне самокри тично. Но, действительно, далеко не сразу засверкал талант Виктора Астафьева, дал е ко не сразу увиденное и пережитое получи ло художническое осмысление на страницах его книг. И сейчас, в пору зрелости писате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2