Сибирские огни, 1974, №5

Б. Ю далевич ОТ ИМЕНИ ПОКОЛЕНИЯ ( К 50 -ЛЕТИЮ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА ) «А искусство, оно вообщ е жестоко: тя­ нет к себе, а потом всех расставляет на свои места — без снисхождения». Эти слова о д ­ ной из героинь Виктора Розова совершенно справедливы . Не о кап ризах переменчивой конъюнктуры ,— речь идет здесь о подлин­ ных слож ностях творческого поиска, о тех высоких требованиях, которые современ­ ность пр едъ являет художнику. Потому ед­ ва ли не самое отрадное, самое значитель­ ное в литературной жизни — утверждение нового имени, читательское признание ли­ тератора, которого глубоко уваж аю т, от которого ж дут умного, содержательного разговора, художнических откровений. Примечательно, что такой писатель в н а­ ше время нередко входит в литературу без особого ш ума и вполне может отнести к се­ бе строки раннего Ярослава Смелякова: «Не был я ведущим или модньЫ, без меня дис­ куссия идет». Но, опоздав на дискуссию, он вовремя поспевает к читателю, становится .все более необходимым дл я него. Именно так обогатили наш у прозу Чингиз Айтматов и В асиль Быков, Евгений Носов, Василий Белов, Михаил Рощин и Виктор Лихонотов. Т ак из глубины России пришел в литерату­ ру и сибиряк Виктор Астафьев. И особен­ ность общ ения с большим писателем состо­ ит в том, что, с одной стороны, он пор аж а­ ет новизной, а с другой — как будто всегда был с тобой, в поле твоего зрения. Виктору Астафьеву сейчас посвящается нем ало страниц в нашей критике. Но впер­ вые полно представил его широкому чита­ телю Александр М акаров, которого .всегда отличало умение заметить и поддерж ать но­ вое дарование. Этим, в частности, объяснял­ ся его неослабный интерес к писателям, ж и­ вущим далеко от Москвы. Критику принад­ леж ит ряд статей о молодой прозе и поэзии пятидесятых-шестидесятых годов, но зсе же главны е его интересы сосредоточивались на писателях, прошедших войну, особенно близ­ ких ему как фронтовику. Поэтому, когда читаешь монографический очерк А. М акарова «Во глубине России...(•>, прежде всего ощ ущ аеш ь не только частый в подобных работах лирико-публицистиче­ ский настрой. Весь облик Астафьева, писа­ тельский и человеческий, его .мысли, его те­ мы, ^его герои необычно дороги критику. Своей .незаурядной книгой А. М акаров как бы определил дальнейшее отношение к пи­ сателю. Вслед за «ним Астафьева стали .на­ зи дать летописцем своего поколения, спра­ ведливо у к азы в ая на единство сквозного ге­ роя его прозы, единодушно восхищаясь са ­ мобытностью и щедростью его таланта. И это тем более закономерно, что Виктор Астафьев подкрепляет такое мнение новыми своими работами. В книге «Во глубине Рос­ сии...» А. М акаров пытался проследить,труд­ ности роста и становления писателя. В те­ перешней же критической периодике В. Ас­ тафьев выглядит несколько статично. Р а з навсегда данными воспринимаются и его т а ­ лант бытописателя, и умение живописать природу, и чувство языка, и многое другое. Такую точку зрения подкрепляет и био­ графия Астафьева, «университеты» его ж из­ ни: детский дом в заполярной И гарке и по­ луголодный паек фэзэошника военных лет,, мерзлые окопы и смерть лицом к лицу, и госпитальная койка, и .работа грузчиком, д е­ журным по вокзалу, слеса.рем, «очным сто­ рожем... Конечно, талант плюс жизненный опыт — ресомые слагаемые успеха. Но их еще дале­ ко недостаточно в наши дни. И об этом го­ рячо, выстраданно сказал сам Виктор Ас­ тафьев: «Учиться, .не остаться литератур­ ным полудикарем, который, заимевши би­ лет члена Союза писателен, считает сие вер­ шиной умственных и всяких иных достиж е­ ний, да и обращается постепенно в около­ литературного прилипалу,, удобно устроив­ шегося на теле большой рыбы; стать про­ фессионально читающим, думающим и рабо­ тающим — вот какую задачу должен был решить я, иначе мне, полуграмотному чело­ веку, был бы конец как литератору». Это сказано, конечно, излишне самокри­ тично. Но, действительно, далеко не сразу засверкал талант Виктора Астафьева, дал е­ ко не сразу увиденное и пережитое получи­ ло художническое осмысление на страницах его книг. И сейчас, в пору зрелости писате

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2