Сибирские огни, 1974, №5

И так, перед нами появился первый герой поэмы — «мальчонка босоногий», обнару­ жился и первый поэтический исток — его детство; его нелегкий ранний «труд в крестьянской стороне»: Не там ли зрели будущ ие строки, хотя и сам я этого не знал? Однако поэма назы вается «Вдвоем». Кто ж е он — второй? Шли эш елоны, сердце надрывая, и содрогнулся гулко шар земной — до нас дошла вторая мировая. Отечественной ставшая войной. И я держал экзам ен свой ж естокий, насколько сил хватило, как умел. Не там ли зрели будущ ие строки, как сам поэт, одетые в шинель? Таков второй герой поэмы — «усталый солдат», навсегда распрощ авшийся с «пар­ нишкой деревенским», которому он «больше не чета». Таков, вместе с тем, и второй, социально- исторический, фактор, повлиявший на ста­ новление поэта. Перед нами появляется гот, о ком и написано произведение — Поэт, соединивший в себе «спокойный голос вои­ на седого и милый смех веселого юнца». П оэма «Вдвоем», на мой взгляд, приме­ чательна еще тем, что здесь автор точно сказал о сущности, тематике и проблемати­ ке своего творчества вообще, показал чита­ телю, что следует искать и находить в его, Н иколая П еревалова, произведениях... ...Таким не верить ты умей, кто кричит на каждом перекрестке о несметной радости своей. Сторонись хвастливой песни звонкой, что летит, назойливо ярка, — говорливы мелкие речонки, - ,но тиха глубокая река. Здесь, по существу, провозглаш ается один из главных творческих принципов поэ­ та: сказать о времени и лю дях надо просто и ясно, непринужденно и искренне, без не­ весомой шелухи наруж но ярких, но внут­ ренне пустых речений и созвучий. И хотя «такого слова нету, чтоб оно сказало обо всем», поэт хочет, чтобы голос его звучал горячо, убеждающ е, искренне, чтобы вспых­ нула м еж ду ним и читателем «вольтова ду­ га» взаимопонимания и взаимообогащения» и осветила поэтическому слову путь к серд­ цу читательскому. Простата, задуш евность, доверительность, наконец, раскованность и демократичность чувств ■— неотъемлемые черты поэтического стиля Н. П еревалова. А ведь надо обладать немалым художественным чутьем и тактом, чтобы эти качества не превратились в свою противоположность — в простоватость, сла­ щ авость, умиленность, мелодраматизм... Нужно уметь довести драгоценные свойст­ ва поэтической натуры до предельного эмо­ ционального напряж ения — и сохранить их естественность, не переступить той тонкой и трудноуловимой грани, которая отделяет правду от правдоподобия, чувство от чувст- вованьица, непринужденность от манер­ ности. К ак поэт, Николай Перевалов явно тяго­ теет к стиху традиционному, чураясь всяких самодовлеющих формальных новаций и изысков. Но традиция, как известно, слу­ жит отправным пунктом настоящего худо­ жественного поиска. В. Шкловский, утверж­ дая, что проблема наследования традиции есть проблема переосмысления,, высказыва­ ет интересную мысль: «Очень легко устано­ вить связь одного художника с другими че­ рез повторение так называемой формы, но это дает мало, потому что происходит пере­ осмысление этой формы, а тем самым она не старая, а уже новая». Нет, не сравнением рифм, метров, мета­ фор и т. п. определяется новаторство поэ­ та, но жизненным содержанием произведе­ ния, отношением автора к действительности, особенностями его таланта и мировидения. Великие примеры и образцы творчества Александра Твардовского, Владимира Лу- говского, Михаила Исаковского, Ярослава Смелякова и других крупных советских поэтов со всей очевидностью подтвержда­ ют эту истину. Не «мелкие речонки» нарочи­ то усложненной метафоричности, вычурной экспрессии и т. д., а «глубокая река» мыс­ лей и чувств, «ж ар живой правдивой ре­ чи» (А. Твардовский) — вот что дает поэ­ зии крылья, определяет ее новаторский дух. Вечно быть и бойцом, и творцом не народ ли певцу приказал? Ветер встречный, ударь ж е в лицо! Брызни, солнце живое, в глаза! В этих строках из стихотворения «Другу» продолжен начатый Н. Переваловым раз­ говор о месте поэта в рабочем строю, о свя­ зи его с современностью, с «живыми вет­ рами» нашей действительности. Нет, не пропущено имя поэта «в списках избранного люда» — «от рядовых чернора­ бочих до академиков седых». Не пропуще­ но, ибо поэзия необходима советскому че­ ловеку, «как воздух», как чистый «глоток озона»... «Черная работа», которую делает поэт с помощью своей «изящной авторучки», имен­ но работа, повседневная, кропотливая и упорная, нужна сегодня не меньше, чем вчера, чтобы «светлые дали» будущего при­ двинулись и обрели четкие и реальные очер­ тания. Сам ж е поэт уверен: ...Новое чудо грядущ его дня не мож ет начаться никак б ез меня. Не ласковой каплей с небес упадет, а лишней мозолью ладонь обожжет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2