Сибирские огни, 1974, №5
и снова близко-близко от меня над партой косы длинные качнутся. Я просто молча, издали любил, хранил в душ е стыдливо и незримо всю — от ладоней в п ятны ш ках чернил до каблучков, всегда беж авш их мимо. П оказательны , поэтически экспрессивны эти словосочетания-повторения: «ведь где- то здесь»; «вот здесь, вот здесь, у этого угла»; «и снова ж дал»; «и снова близко-близко от меня»,— они передают и всю силу неразде ленной любви, и почти физическую, сиюми нутную «осязаемость» давних впечатлений, подчеркивают максимализм юношеского чувства, мгновенно озарившего сознание немолодого теперь человека. Не менее выразительны и поэтические метонимии, тонкими мазками, точными ш трихами как бы набрасывающие и легкие контуры образа любимой, и картину, дина мику действия («те каблучки веселые сту чали»; «над партой косы длинные качнут ся»; «ладони в пятнышках чернил»). Образ возлюбленной преследует, не отпускает во ображ ение героя; эмоциональная память вы хватывает из глубины лет до боли близ кие и дорогие ее черты, движ ения, при вычки. Но — повторяем — в поэме нет «портре та», -нет изображ ения лица девушки. Д аж е о тысячи раз воспетых поэтами «ж елан ных» глазах автор, по его собственному при знанию, «не находит» слов, потому что взглянуть в них его герой, «конечно, не осмелился ни разу». Впрочем, дифирамб глазам любимых (любимых вообщ е) все:таки пропет: Глаза любимых — вечное тепло, — и черные, и серы е — любые! Глаза, досужим критикам назло, и синие, и даж е голубые! Глаза любимых, в мире испокон не вы ль на в сех наречиях воспеты? К вам мудрецы приходят на поклон, о вас грустят суровы е аскеты. Некий потаенный полемический запал этих строк очевиден и, видимо, объясним с точки зрения замы сла произведения. О браз любимой в поэме овеян туманной и далекой романтической дымкой; черты его общи, расплывчаты, будто намеренно «смазаны» (д аж е глаза — «любые!»). Всем этим, во-первых, у читателя поддерж ивает ся ощущение почти «космической» отдален ности, протяженности по времени, покуда «звездолет» (то бишь лирический герой) не вернулся на родную землю. Но тем ж е са мым, во-вторых, поэтическим образам при дается и некая общечеловечяость, всеобщ ность, типичность: ведь кто из нас не испы тывал подобных ж е впечатлений, да вот только вы сказать их не успел или не сумел... Нам ж е важ но на этом примере увидеть и понять один из главных способов, прие мов лирической типизации в произведени ях Н. П еревалова. Д а, впрочем, и не его одного... И так, создан еще один поэтический об раз Любви. Но идейно-художественное со держ ание поэмы «Н аташ а» этим не исчер пывается, хотя пам ять о былом чувстве и воспоминания о невозвратимой юности и продолж аю т двигать действие дальше. ...Задумавш ись о своих трудно прожитых годах, о любимой, герой оказы вается рядом с родной школой, теперь — летом — пу стынной, словно вымершей: «Замок, по крытый рж авчиной слегка. На окнах кляк сы извести и краски. З а ними, громоздясь до потолка, пылятся парты, сваленные на спех». Печальные ассоциации, горестные мысли теснятся в потревож енном уме и со знании человека, в ж изни которого «падень ям, взлетам не было числа»; и даж е пар ты — как будто там не парты, а моих воздуш ны х замков грустны е обломки. Однако реальная жизнь, закипающ ая в начале рабочего дня, вы водит героя из тяж кого забы тья. М аляры , появившиеся на верхнем этаж е, напоминаю т ему, что в шко ле очередной летний ремонт — а, значит, вскоре она снова оживет, сюда придут «ровесники иного поколенья», «и все пой дет сначала». М имолетная беседа на краю котлована стройки с рабочими заставляет героя иными, открытыми и светлыми, гла зами взглянуть на родной городок, строя щийся, растущий, устремленный, как и вся страна, ,в новую жизнь: Родная капля с морем заодно плывет в одном и том ж е направленье. ! Т ак лирический образ Любви дополняет ся и обогащ ается в поэме другим обобщен ным образом — движ ущ егося Времени. Но тут мы видим не обратное, не попятное дви жение назад, к минувшему, а движение вперед, в будущее. И это-то придает поэме мяжорное, оптимистическое звучание. Герой искал, звал любимую «на прошлом берегу» и сумел совершить путешествие в страну детства и юности •— хотя бы в вос поминаниях и не без помощи опять-такя своеобразно «перевернутого» эйнштейновско го уплотнения времени (но ве^ь лирик име ет право по-своему истолковы вать физику). И обращение к минувшему было естествен ным и понятным: люди, по словам В. Г. Бе линского, вопрошают и допраш иваю т про шедшее, дабы оно объяснило им настоящее и намекнуло о будущем. Именно так поступил герой Н. Перева лова. Оригинальность сюжетно-композиционно го решения поэмы как раз состоит в том, что здесь достигнуто, худож ественно пре творено естественное и органичное взаимо проникновение и взаимовлияние дня вче рашнего, сегодняшнего, завтрашнего. Имен но в этих трех измерениях развивается дей ствие и раскры вается характер лирического героя — человека нелегкой жизненной судь бы, стремящ егося идти «в ногу с тревожным веком». (И. Уткин). Мой городок, родившийся в глуши, теперь ты впрямь районная столица. Лишь два пятна родимых, два бельма не к твоему бы нынеш нему виду: облезлая церквушка и тюрьма. Их узнаю , как старую обиду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2