Сибирские огни, 1974, №5

и отчаянные глаза. Но налег на круты е плечи пережитого груз. А вдруг впереди, далеко-далече надорвется твой верный друг? «Ж ивой зов» большого и естественного молодого чувства глушится голосом умуд­ ренного жизненным опытом разум а. Но — разум а ли? В этом еще сильно сомневается и сам герой «глетней поэмы», которому отны­ не уготовано на долю горькое сознание — «будто сделана в ж изни клякса на страни­ це мечты большой», д а остается слабая на­ д еж да — «мож ет быть, и простят обиду восемнадцать весенних лет?» В поэме «Теплый бор», исполненной в це­ лом в реалистической манере письма, явст­ венно ощутима и условно-романтическая стилистическая струя, особенно — в «раз­ говоре глаз» влюбленных. Несомненна так­ же символика поэтических образов «весны» и «лета», «синь-реки», «пурги» и т. д. Широко использует автор в поэме анти­ тезы, худож ественные противопоставления схожих и сопоставления различных ж и з­ ненных рядов, явлений природы и т. п. Так, если в н ачале произведения герой удивлен, не м ож ет .постичь умом, как это он влюбил­ ся в свою ученицу («Ты ж сидела за пар­ той в школе, ученицей моей была... Я ж те­ бя вы гонял из класса...»), то в финале поэ­ мы он уж е сам уподобляется «недостойно­ му ученику», выгнанному «из класса» жизнью. Вообще контрастность движ ет лирическим сюжетом «Теплого бора» и — одновремен­ но —• является основным элементом худо­ жественной вы разительности стиха. При этом народно-песенный тематический па­ раллелизм (душ а героя — точно «омут», героиня — «речка бурная», «недогадли­ вая», «беспечная» и т. д.) оказывается иног­ да к ак бы «перевернутым»: явления приро­ ды и состояния человеческого духа дисгар­ монируют друг с другом , что мы наблю да­ ли уж е в самом зачине поэмы. Д алее, к примеру, мы увидим героя, которому «и тревожно, и грустно стало на смеющемся берегу». Поэма «Теплый бор» — произведение чи­ сто лирическое, с типической любовной кол­ лизией, свойственной многим и многим ху­ дож ественным вещ ам на эту «вечную» тему. Традиционная по форме, она каж ется даж е по-старомодному растянутым стихотворе­ нием-диалогом влюбленных, но «берет» чи­ тателя за душ у большой и исиренной чело­ вечностью и естественностью чувства, поэ­ тически вы раж енного непринужденно и не­ притязательно, психологически правдиво и впечатляюще. М ожно с уверенностью утверж дать, что поэт создал здесь проник­ новенный, обобщенный — при всей зримой конкретности характеров и ситуаций — ли­ рический образ Любви. Однако только так сказать об этой поэме Н. П еревалова — значит сказать не все. Очевидно, не случайно она была написана через год после публикации сборника «Л е­ доход», где, как уж е говорилось, обличаю­ щее и отрицающее начало несло в себе силь­ ный положительный социально-этический заряд. С течением времени Н. Перевалов все острее и настоятельнее ощ ущал лотоеб- ность в подлинно позитивной жизненной и эстетической программе. В скрывая темные стороны и углы жизни, лирический герой поэта долж ен был неминуемо пройти и че­ рез чистилище собственных душевных д.пам. через тяжкий самоанализ, чтобы решить, как ему и дальш е достойно ж ить в обнов­ ляющемся мире, что ему делать сейчас, «ес­ ли жизнь предъявила счеты, налетев у р а га ­ нам вдруг». Поэма «Теплый бор» и явилась не только исповедью душевных мук и сом­ нений героя, верно ли, по совести и по дол­ гу ли распорядился он своей и чужой лю­ бовью, но и стала выражением его высоких нравственных требовний прежде всего к caiMOMy себе... Д ругая поэма Н. П еревалова — «Н ата­ ша» (1960) — воплотила такж е очень лич­ ные, глубоко интимные переживания и вос­ поминания героя о первой юношеокой люб­ ви, навеянные посещением родного город­ ка. Однако в этом произведении поэт уже выходит за пределы одного лишь «класси­ ческого» любовного конфликта, берет жизнь в ее временном и — в известной мере — общественно-историчеоком разрезе, вплот­ ную подходя к художественным обобщ ени­ ям социального свойства. Свое возвращение в городок детства и юности герой поэмы неожиданно сравнива­ ет с исполнением «наяву», с претворением в жизнь... «суровой теории Эйнштейна»: Знакомый мир — и тот он, и не тот: от грусти плачь, от радости рассм ейся. Как будто вдруг забытый звездолет вернулся из космического рейса. И изменилась родина твоя, и не ищи в напрасном удивленье: ушли, исчезли старые друзья, и выросло иное поколенье. В широко развернутой и очень емкой по поэтической мысли метафоре «физика» -не­ разрывно слилась с лирикой, философия времени обрела живую плоть высокой и чистой поэзии сердца... Метафорический образ «звездолета», вер­ нувшегося из космического, «очень затян ув­ шегося рейса», позволяет поэту свободно перемещаться во времени и пространстве, направляет характер развития лирического сюжета и композиционные особенности поэмы. Мы не найдем здесь более или менее р аз­ носторонне обрисованного, цельного образа, д аж е «портрета» любимой. И все же... мы видим, слышим, воображ аем ее. Ибо отно­ шение к ней, постоянное и трепетное ее ощущение — вот сейчас, сию минуту, рядом с собой, — это ощущение, пронесенное ге­ роем «сквозь нелегкие, года», убедительно передано в поэме через тонкие зрительные и слуховые детали и нюансы, которые на­ всегда сохранила пам ять сердца: Ведь где-то здесь любовь моя жила, мой первый вздох и первые печали. Вот здесь, вот здесь, у этого угла те каблучки веселые стучали. И снова ждал я завтрашнего дня, когда звонки по школе разольются.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2