Сибирские огни, 1974, №5

ки). Сюжетный фон произведения составля­ ли события середины 50-х годов — начало всенародной борьбы за подъем .сельского хозяйства, освоение целинных и залеж ны х земель, укрупнение колхозов и т, д. В композиционном отношении «Широкий ряд», как и пйзма «В сельской школе», рас­ падается на ряд почти самостоятельных по­ этических зарисовок, внешне скрепленных общей темой. По сути, перед нами — не­ сколько параллельных, но художественно неравноценных лирических историй, эпизо­ дов, в каж дом из которых свой герой, своя проблема. Видимо, не случайно, что до по­ явления поэ.мы в целом виде некоторые из них (например, история юного селькора Вани Зайцева) существовали как отдельные стихотворения. Поэтическая ткань «Широкого ряда» не­ однородна. Произведение включает в себя и проникновенные лирические зарисовки, я элементы повествовательно - описательные, и драматические. Но наибольший интерес читателя вы зываю т именно лирические куски. Недостатки, выразившиеся в сюж етно­ композиционной раздробленности «Широко­ го ряда», имеют свои причины и, между прочим, проливаю т свет на природу и осо­ бенности художественного дарования ав ­ тора. Поэтической «стихией» Н. Перевалова является светлый и душевный лиризм, стре­ мящийся вы разить идейную и психологиче­ скую правду современности. Удача сопут­ ствует автору прежде всего тогда, когда он говорит как лирик, и произведения его инте­ ресны именно своим личным, интимным, субъективным наполнением избранной те­ мы. Поэтому-то так заметно в поэме «Ши­ рокий ряд» различие между художественно полновесными лирическими строфами и те­ ми частями произведения, которые выполне­ ны в повествовательно-описательной мане­ ре, в общем-то чуждой переваловскому д а ­ рованию. Н. Перевалов к ак поэт вырос и сформиро­ вался в пятидесятых годах. А именно в середине пятидесятых годов началось то большое «лирическое наступление», кото­ рое захватило все виды и ж аиры искусства социалистического реализма. Усиление ли­ рического, субъективного наполнения боль­ ших тем времени происходило и в кино, и в драм атургии, и в прозе, и, разум еется, в поэзии. Личное и общественное, частное и общее, индивидуальное и коллективное так неразрывно слились в жизни и бы ту совет­ ских людей, что в изображении отдельного человека перед художником открывается по- истине небывалый простор. Таким образом, тяготение Н. П еревалова к лирике объясня­ ется не только природными, индивидуаль­ ными особенностями его художественного дарования, но и настоятельно диктуется за ­ просами и требованиями времени, потреб­ ностями развития социалистического общ е­ ства, проявляющего справедливо повышен­ ный интерес к личности. С амобытность лирического таланта Н. Пе­ ревалова в полной мере сказалась в поэмах «Теплый бор», «Н аташ а» и в лирической хронике «В озвращ аться не надо», Все эти три вещи являю тся, по существу, поэмами- воспоминаниями и рассказы ваю т о любви былой и ушедшей, что и диктует поэту об­ разы и интонации светлые, но нередко гру­ стные, элегические. К ак бывает нередко в е-го произведениях, поэма «Теплый бор» (1958) открывается вы­ разительной пейзажной зарисовкой: Это было совсем недавно, оглянись — и увидишь вновь: в летнем небе тянутся плавно перья тонкие облаков. Как всегда, широко и вольно, р азбегаясь издалека, за излучину катит волны наша теплая синь-река. Безм ятеж ность и умиротворенность, раз­ литые в летней природе, казалось бы, впол­ не гармонируют с настроением лирическо­ го героя -— ему хочется подать руку «ла­ пам сосен», улыбаться ветеркам , крикнуть кукушке: «Ну-ка, отсчитай мне тысячу лет!» И вдруг благостная беззаботность в ду­ ше героя оказывается взорванной; нетороп­ ливость, плавность природного круговоро­ та начинает резко контрастировать с напря­ женным внутренним состоянием человека: Но куда мне сегодня деться? Не кукушку в тени лесной, слышу только удары сердца, от волнения сам не свой. Что ж е случилось? В чем дело? Д ум ается, автор не случайно в подзаго­ ловке н азвал «Теплый бар» «летней поэ­ мой». Это, конечно ж е, не ж анровое опреде­ ление, но, скорее, неназойливое указание, прозрачный .намек на характер и суть ли­ рического конфликта, полож енного в' осно­ ву поэмы. «Теплый бор» — поэма о нелегкой люб­ ви, постучавшейся в сердце немолодого уже человека. А конфликт, собственно, вот в чем: Видишь, бездна тепла и света, зелень тяжкая, тишина. Надо мною — нависло лето. У тебя на душ е — весна. Учитель -— и только что окончившая школу, бы вш ая его ученица. Л ето — и вес­ на. Взаимное сердечное тяготение друг к другу. Т яжкие сомнения одного — и безо­ глядная доверчивость другой. Такова лю­ бовная коллизия, реш аемая в поэме. Д рам атичен внутренний диалог влюблен­ ных,— «и любя, и ж аля, за какие-то полчаса обо всем лишь глаза сказали, только вы­ слушали — глаза». Он а : — Жизнь встречает нелегкой школой. Разве ты позабыл о том, что весной, на заре веселой все пронизано холодком? Неуютно мне. Лето, лето, раздели пополам с весной эту бездн у тепла и света — всю до капельки до одной! О н: Я от всей бы души, с любовью, с мыслью чистою , как слеза, целовал эти крылья-брови

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2