Сибирские огни, 1974, №5
ки). Сюжетный фон произведения составля ли события середины 50-х годов — начало всенародной борьбы за подъем .сельского хозяйства, освоение целинных и залеж ны х земель, укрупнение колхозов и т, д. В композиционном отношении «Широкий ряд», как и пйзма «В сельской школе», рас падается на ряд почти самостоятельных по этических зарисовок, внешне скрепленных общей темой. По сути, перед нами — не сколько параллельных, но художественно неравноценных лирических историй, эпизо дов, в каж дом из которых свой герой, своя проблема. Видимо, не случайно, что до по явления поэ.мы в целом виде некоторые из них (например, история юного селькора Вани Зайцева) существовали как отдельные стихотворения. Поэтическая ткань «Широкого ряда» не однородна. Произведение включает в себя и проникновенные лирические зарисовки, я элементы повествовательно - описательные, и драматические. Но наибольший интерес читателя вы зываю т именно лирические куски. Недостатки, выразившиеся в сюж етно композиционной раздробленности «Широко го ряда», имеют свои причины и, между прочим, проливаю т свет на природу и осо бенности художественного дарования ав тора. Поэтической «стихией» Н. Перевалова является светлый и душевный лиризм, стре мящийся вы разить идейную и психологиче скую правду современности. Удача сопут ствует автору прежде всего тогда, когда он говорит как лирик, и произведения его инте ресны именно своим личным, интимным, субъективным наполнением избранной те мы. Поэтому-то так заметно в поэме «Ши рокий ряд» различие между художественно полновесными лирическими строфами и те ми частями произведения, которые выполне ны в повествовательно-описательной мане ре, в общем-то чуждой переваловскому д а рованию. Н. Перевалов к ак поэт вырос и сформиро вался в пятидесятых годах. А именно в середине пятидесятых годов началось то большое «лирическое наступление», кото рое захватило все виды и ж аиры искусства социалистического реализма. Усиление ли рического, субъективного наполнения боль ших тем времени происходило и в кино, и в драм атургии, и в прозе, и, разум еется, в поэзии. Личное и общественное, частное и общее, индивидуальное и коллективное так неразрывно слились в жизни и бы ту совет ских людей, что в изображении отдельного человека перед художником открывается по- истине небывалый простор. Таким образом, тяготение Н. П еревалова к лирике объясня ется не только природными, индивидуаль ными особенностями его художественного дарования, но и настоятельно диктуется за просами и требованиями времени, потреб ностями развития социалистического общ е ства, проявляющего справедливо повышен ный интерес к личности. С амобытность лирического таланта Н. Пе ревалова в полной мере сказалась в поэмах «Теплый бор», «Н аташ а» и в лирической хронике «В озвращ аться не надо», Все эти три вещи являю тся, по существу, поэмами- воспоминаниями и рассказы ваю т о любви былой и ушедшей, что и диктует поэту об разы и интонации светлые, но нередко гру стные, элегические. К ак бывает нередко в е-го произведениях, поэма «Теплый бор» (1958) открывается вы разительной пейзажной зарисовкой: Это было совсем недавно, оглянись — и увидишь вновь: в летнем небе тянутся плавно перья тонкие облаков. Как всегда, широко и вольно, р азбегаясь издалека, за излучину катит волны наша теплая синь-река. Безм ятеж ность и умиротворенность, раз литые в летней природе, казалось бы, впол не гармонируют с настроением лирическо го героя -— ему хочется подать руку «ла пам сосен», улыбаться ветеркам , крикнуть кукушке: «Ну-ка, отсчитай мне тысячу лет!» И вдруг благостная беззаботность в ду ше героя оказывается взорванной; нетороп ливость, плавность природного круговоро та начинает резко контрастировать с напря женным внутренним состоянием человека: Но куда мне сегодня деться? Не кукушку в тени лесной, слышу только удары сердца, от волнения сам не свой. Что ж е случилось? В чем дело? Д ум ается, автор не случайно в подзаго ловке н азвал «Теплый бар» «летней поэ мой». Это, конечно ж е, не ж анровое опреде ление, но, скорее, неназойливое указание, прозрачный .намек на характер и суть ли рического конфликта, полож енного в' осно ву поэмы. «Теплый бор» — поэма о нелегкой люб ви, постучавшейся в сердце немолодого уже человека. А конфликт, собственно, вот в чем: Видишь, бездна тепла и света, зелень тяжкая, тишина. Надо мною — нависло лето. У тебя на душ е — весна. Учитель -— и только что окончившая школу, бы вш ая его ученица. Л ето — и вес на. Взаимное сердечное тяготение друг к другу. Т яжкие сомнения одного — и безо глядная доверчивость другой. Такова лю бовная коллизия, реш аемая в поэме. Д рам атичен внутренний диалог влюблен ных,— «и любя, и ж аля, за какие-то полчаса обо всем лишь глаза сказали, только вы слушали — глаза». Он а : — Жизнь встречает нелегкой школой. Разве ты позабыл о том, что весной, на заре веселой все пронизано холодком? Неуютно мне. Лето, лето, раздели пополам с весной эту бездн у тепла и света — всю до капельки до одной! О н: Я от всей бы души, с любовью, с мыслью чистою , как слеза, целовал эти крылья-брови
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2