Сибирские огни, 1974, №5

Оно начинается с безыскусных констата­ ций того, что ®от-де «враг ненавидел больше всех» простого русского человека, «тогда еще мальчонку», и его «соловьиный горо­ док», но — «тот страшный час теперь д а ­ лек», и «возрожденный городок белеет в центре всей России». Таков первоначальны й. (с поэтической точки зрения, не новый) жизненный «срез» — запев стихотворения. Вдруг в котловане строящ егося дома об­ наруживают мину, заложенную «рукой ф а­ шистского минера». Композиционно-стили­ стический прием становится зримым в сле­ дующих, уж е более существенных дл я раз­ вития поэтический мысли, противопоставле­ ниях: Под наши дни подведена, зм еей свернувш ейся лежала. Ты рос, учился. А она твои шаги подстерегала. Вам вместе с курским соловьем о счастье пелось и мечталось. Она ж на взводе боевом с досады чуть не разрывалась. Не будем отмечать более или менее удач­ ные находки, детали. Важно, что здесь «сработала» вторая ступень авторской мыс­ ли, «сработала» образно, став уже мыслью чувствуемой, т. е. подлинно поэтической. Автор далее скаж ет, что «просчитался тот минер», посетует, «как много в черном сердце злости» и т. д. И вдруг задаст воп­ рос, отнюдь не риторический: Но что ж е делать, коль опять другие ж гут сегодня порох? Нет; не риторический это вопрос, ибо дальше пойдут строки, в которых память и боль прошлого соединятся с тревогой за настоящее и будущее,— строки, которые не смог бы написать человек, не нюхавший по­ роха: В каком краю, в какой бы час чужие пули ни свистели, они все так ж е ищут нас, летят к одной знакомой цели. И гнев пронзает горячо меня, вчерашнего солдата, — и словно чувствует плечо опять отдачу автомата. И в этом нет моей вины. Как с горькой памятью расстаться? Они остались с той войны — сердца, готовые взорваться. Р акета попала в цель... И как не вспом­ нить тут М аяковского: «И песня, и стих •— это бомба и знамя...» Стихотворение Нико­ лая П еревалова, так четко выражающее его политическое и социальное кредо, есть од­ новременно стихотворение - предупрежде­ ние, предупреждение тем, что «жгут сегод­ ня порох». «Горькая память» войны преследует его лирического героя по сей дань. Д аж е в цик­ ле стихов «Из сургутской тетради» (1973) — о геологах, нефтяниках, строителях, речниках — картины мирного строительст­ ва невольно вы зывают в его сознании ассо­ циации из времен войны, сурового воинского ремесла и быта. Бывший сапер, он смотрит «без удивленья», как по разбитой дороге «грохочут встречных два потока, идут без всяких интервалов колоянь* грузных само­ свалов». Далеко в прожитой дали такой лавиной танки шли — по клочьям взорванных полей, по тем дорогам разбомбленным, шли по мостам твоим понтонным, по биографии твоей. («Перейти дорогу»). Н а стыке подобных ассоциативных ря­ дов, где современное просматривается сквозь «магический кристалл» прошлого, и наоборот, и рождаю тся у поэта образы, ис­ полненные драматизма. Щемяще-грустиым лиризмом окрашено стихотворение из того ж е цикла — «В гостинице геологов». О казавшись в об­ ществе «бородатых таежных бродяг», ге­ рой с глубокой душевной болью дум ает о своей несбывшейся мечте: Перед ней полыхнул, как в кошмарном бреду, тот июньский рассвет в сорок первом году. Полно и открыто, без какого-либо ритори­ ческого нажима выплескивается граж дан­ ский пафос поэта в его публицистической лирике. В Сайгоне пал солдат американский, В Техасе пал сраженный президент. Осталось чье-то горе б ез огласки, А чье-то плачет с тысяч кинолент. За лаконичной констатацией фактов, за кажущ ейся информационностью стихотвор­ ной строфы — глубокий политический смысл. Идейно выверенный нравственный и исторический опыт воина-победителя помо­ гает поэту найти единственно верный, клас­ совый угол зрения на события, свидетелями которых мы были не так уж давно. Гневной иронией, сарказмом пронизаны строки из другого стихотворения — о «па­ реньке из дальнего штата», что, «помолив­ шись белому богу, в желтолицых швыряет бомбу». Твои доллары из Вьетнама получает в Техасе мама. А награду за каждый выстрел копишь ты для невесты, рыцарь. «Рыцарь» из Техаса находит во Вьетна­ ме свой бесславный конец. Поэт ж е не без язвительности вопрошает в заключение: Пареньки горделивых штатов, не хотите ль и вы в солдаты? И -недавно закончившаяся грязная война во Вьетнаме, и Великая Отечественная вой­ на нашего п арада с коричневой чумой ф а­ шизма, и другие мировые катаклизмы и по­ трясения, отдаленные от нас десятилетия­ ми и веками, сочленяются в умосознании поэта в единую цепь, звенья которой служ ат вехами, этапами исторической памяти на­ родов... ■В 1957 году Н. П еревалов опубликовал поэму «Широкий ряд» (из сельской хроии-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2