Сибирские огни, 1974, №5
Оно начинается с безыскусных констата ций того, что ®от-де «враг ненавидел больше всех» простого русского человека, «тогда еще мальчонку», и его «соловьиный горо док», но — «тот страшный час теперь д а лек», и «возрожденный городок белеет в центре всей России». Таков первоначальны й. (с поэтической точки зрения, не новый) жизненный «срез» — запев стихотворения. Вдруг в котловане строящ егося дома об наруживают мину, заложенную «рукой ф а шистского минера». Композиционно-стили стический прием становится зримым в сле дующих, уж е более существенных дл я раз вития поэтический мысли, противопоставле ниях: Под наши дни подведена, зм еей свернувш ейся лежала. Ты рос, учился. А она твои шаги подстерегала. Вам вместе с курским соловьем о счастье пелось и мечталось. Она ж на взводе боевом с досады чуть не разрывалась. Не будем отмечать более или менее удач ные находки, детали. Важно, что здесь «сработала» вторая ступень авторской мыс ли, «сработала» образно, став уже мыслью чувствуемой, т. е. подлинно поэтической. Автор далее скаж ет, что «просчитался тот минер», посетует, «как много в черном сердце злости» и т. д. И вдруг задаст воп рос, отнюдь не риторический: Но что ж е делать, коль опять другие ж гут сегодня порох? Нет; не риторический это вопрос, ибо дальше пойдут строки, в которых память и боль прошлого соединятся с тревогой за настоящее и будущее,— строки, которые не смог бы написать человек, не нюхавший по роха: В каком краю, в какой бы час чужие пули ни свистели, они все так ж е ищут нас, летят к одной знакомой цели. И гнев пронзает горячо меня, вчерашнего солдата, — и словно чувствует плечо опять отдачу автомата. И в этом нет моей вины. Как с горькой памятью расстаться? Они остались с той войны — сердца, готовые взорваться. Р акета попала в цель... И как не вспом нить тут М аяковского: «И песня, и стих •— это бомба и знамя...» Стихотворение Нико лая П еревалова, так четко выражающее его политическое и социальное кредо, есть од новременно стихотворение - предупрежде ние, предупреждение тем, что «жгут сегод ня порох». «Горькая память» войны преследует его лирического героя по сей дань. Д аж е в цик ле стихов «Из сургутской тетради» (1973) — о геологах, нефтяниках, строителях, речниках — картины мирного строительст ва невольно вы зывают в его сознании ассо циации из времен войны, сурового воинского ремесла и быта. Бывший сапер, он смотрит «без удивленья», как по разбитой дороге «грохочут встречных два потока, идут без всяких интервалов колоянь* грузных само свалов». Далеко в прожитой дали такой лавиной танки шли — по клочьям взорванных полей, по тем дорогам разбомбленным, шли по мостам твоим понтонным, по биографии твоей. («Перейти дорогу»). Н а стыке подобных ассоциативных ря дов, где современное просматривается сквозь «магический кристалл» прошлого, и наоборот, и рождаю тся у поэта образы, ис полненные драматизма. Щемяще-грустиым лиризмом окрашено стихотворение из того ж е цикла — «В гостинице геологов». О казавшись в об ществе «бородатых таежных бродяг», ге рой с глубокой душевной болью дум ает о своей несбывшейся мечте: Перед ней полыхнул, как в кошмарном бреду, тот июньский рассвет в сорок первом году. Полно и открыто, без какого-либо ритори ческого нажима выплескивается граж дан ский пафос поэта в его публицистической лирике. В Сайгоне пал солдат американский, В Техасе пал сраженный президент. Осталось чье-то горе б ез огласки, А чье-то плачет с тысяч кинолент. За лаконичной констатацией фактов, за кажущ ейся информационностью стихотвор ной строфы — глубокий политический смысл. Идейно выверенный нравственный и исторический опыт воина-победителя помо гает поэту найти единственно верный, клас совый угол зрения на события, свидетелями которых мы были не так уж давно. Гневной иронией, сарказмом пронизаны строки из другого стихотворения — о «па реньке из дальнего штата», что, «помолив шись белому богу, в желтолицых швыряет бомбу». Твои доллары из Вьетнама получает в Техасе мама. А награду за каждый выстрел копишь ты для невесты, рыцарь. «Рыцарь» из Техаса находит во Вьетна ме свой бесславный конец. Поэт ж е не без язвительности вопрошает в заключение: Пареньки горделивых штатов, не хотите ль и вы в солдаты? И -недавно закончившаяся грязная война во Вьетнаме, и Великая Отечественная вой на нашего п арада с коричневой чумой ф а шизма, и другие мировые катаклизмы и по трясения, отдаленные от нас десятилетия ми и веками, сочленяются в умосознании поэта в единую цепь, звенья которой служ ат вехами, этапами исторической памяти на родов... ■В 1957 году Н. П еревалов опубликовал поэму «Широкий ряд» (из сельской хроии-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2