Сибирские огни, 1974, №5
Он расскаж ет нам, к примеру, о гусях, что, «услыша крик прощ анья и печали пере летной стаи одинокой», вознамерились было взлететь, но пошумели, покричали, «птичьим званьем шумно погордились, до конца де ревни добеж али, добеж али — и останови лись». Слишком долго вы кормились, гуси, даровыми, сытными хлебами. Слишком долго вы молились, гуси, тем, кого представили богами... Гуси? А, может, это все та ж е «-мертвая зыбь» «вчерашнего дикого шторма»?.. Д альш е писатель поведет речь об испы тателях, в двадцать лет «сгоревших дотла»; о людях, «побывавших, погибавших, уби вавших на войне»; о наших предках, «нуж ды извечной кандидатах, наук мозольных докторах»; о таежной речке Тое, которой «на горло лезет тина, молча душ ат камы ши»... «Неизбежное эхо» времен минувших еще прогрохочет в дне сегодняшнем и от зовется в сердце поэта. И тут мы увидим и поймем, как «абстрактный» и «чересчур красивый» образ «вчерашнего дикого штор ма» наполнится горячей кровью подлинной поэзии, тут мы поймем, что «противоречия», так упорно декларировавшиеся автором вначале, и создаю т в стихах ту удивитель ную — непростую, драматическую — цель ность характера лирического героя, которая идет от великого жизнелюбивого богатства и щедрости его души, от немалого _и труд ного жизненного опыта и огромной любви к людям. Д ави д Самойлов, один из поэти ческих сверстников Н. П еревалова, так, очень точно и верно, .писал о поэтах «фрон тового» поколения: «Мне каж ется, что опре деляющим свойством поэзии этого поколе ния была цельность. Цельность и полнота мироощущения, цельность слож ная, цель ность в преодолении сложных противоре чий времени и личности» («Сквозь время», М., «Сов. писатель», 1964, стр. 72—73). Нередко у Н. П еревалова стихи светлые, оптимистические появляю тся рядом со сти хами очень грустными, даж е мрачноватыми, казалось бы, далеко не соответствующими тем принципам, которые он исповедовал как поэт в начале своего литературного пути. Что ж е, Николай Перевалов — поэт н а строения? Возможно. Вернее ж е — он просто чело век, которого всё — и радость, и горе — потрясает очень глубоко и выливается в строки выстраданные, выношенные, к аж у щиеся иногда противоречащими друг .друпу. Не кляни затаенную грусть, что в глазах поселилась навек, — это просто раздумия груз, Б ез него я — какой человек? («Снова дома»). Если мир дал трещину,— эта трещина проходит через сердце поэта. Справедли вость мудрого этого изречения, верного во все времена, особенно наглядно подтверж дается в наши дни творчеством наиболее талантливых поэтов «военного» поколения, бывших очевидцами и участниками гранди ознейшей битвы в истории человечества. Великая Отечественная война — незабы ваем ая и тяж елая глава жизненной био графии Н. П еревалова. В горячке боев даж е солнечный бор искалечен, Как сердце твое искалечено этой войной! («Пейзаж», 1943 г.) Эти строчки во многом объясняют харак тер и особенности мироощущения лириче ского героя Н. П еревалова, его глубокую ранимость и отзывчивость на все тревоги современного мира и человека. Именно таковы стихи- Н. Перевалова, на писанные в 50-х, бО-'х и начале 70-х годов и вызванные к жизни не только воспомина ниями о давних битвах, но прежде всего потребностями времени, обострившейся опасностью новых военных катаклизмов и трагедий. Писатель, сам прошедший весь не легкий путь войны, познавший истинную цену добру и злу, руководствующийся в своем творчестве гуманистическими побуж дениями, — такой писатель не мож ет прой ти мимо темы военно-патриотического вос питания, в частности — мимо темы Великой Отечественной войны. Его цель — возможно более полно и глубоко осмыслить великий подвиг народа с позиций «мирного наступ ления» сегодняшних дней, рассмотреть его с высоты современных общественных задач. «Солдат сорок первого года — и юность, и совесть моя»,— вот самый дорогой герой поэта: ему отданы боль, страсть, вдохнове ние автора. Минувшая война вошла в био графию Н. П еревалова как неповторимый духовный и социальный опыт его поколения — опыт, которым оно будет интересно и дорого идущим вослед. Пото-му-то, обра щ аясь к «мальчугану одиннадцати лет», этому маленькому полпреду поколения, для которого война уж е глубокая история, поэт рассказы вает о бессмертии всенарод ного подвига, призывает вечно помнить тех, кто «пищ... от боя и до боя, насмерть нена видя и любя... Это было, мальчик. Не с то бою. Но поверь, что было — за тебя». Так естественно возникает в поэзии Н. Перева лова тема преемственности поколений, свя зи и развития славны х ратных и трудовых традиций нашего народа. Н. Перевалов бывает озабочен прежде всего доказательностью и последователь ностью своей мысли, идет от правды и диа лектики самой жизни, пы таясь найти в каж дом стихотворении единственно необходи мую и адекватную форму художественного решения темы, что и определяет его поэти ку, образную систему, композицию и т. д. Он не стремится во что бы то ни стало «вы дать» лирическую «формулу», но завершаю щие его лучшие стихи концовки, как пра вило, конденсируют идею очень емко, впе чатляюще, иосят ударный характер. Я бы сравнил стихи поэта с многоступенчатыми ракетами, в которых к аж д а я очередная сту пень, сгорая, освещает путь и придает но вую скорость продолж ающ ему полет ме ханизму, устремленному к цели. Таково стихотворение «Ч уж ая мина», в посвящении которого написано: «Егору По лянскому, жителю Курска».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2