Сибирские огни, 1974, №5
Я разверну газету в тишине — За екеаном воют о войне. Опять заною т раны фронтовые. В семнадцать лет доставш иеся мне. Ну, тут уж «не убавить, не прибавить»: конечно же, он — из того поколения, что выросло и возмуж ало в тяжкую годину Великой Отечественной... И з поколения М. Луконина и С. Н аровчатова, А. Межиро- ва и "С. Гудзенко, С. Орлова и А. Недого- нова, Л . Решетникова и Ю. Гордиенко... Биография будущего поэта, как и тысяч его сверстников, родившихся вскоре после Октября, склады валась поначалу неспешно и вроде бы обычно... Родился Николай Илларионович П ерева лов в 1918 году в деревне Больш ая Шабан- ка Кировской области в большой крестьян ской семье. «Наш край,— вспоминает поэт,— со всех сторон окруж ен лесами да болотами. На полях там и тут м аячат оди нокие старые березы. Бывало, забереш ься в детстве на самую высокую из них и смот ришь вдаль: что ж е там, за этими темными лесами? Ничего. Снова леса и леса, да не ясным пятном в просвете белеет высокий берег Вятки, где, как говорили мне стар шие, стоит М алмыж , наш районный город. С той стороны шла до нас и тут обрывалась единственная больш ая проселочная дорога. Но бескрайними казались мне тогда родные поля, огромным — тот мирок, по которому прошли мои первые тропинки. И невдомек было мальчонке, что где-то леж ит другой, еще не открытый ( мир, который когда-ни будь зах вати т и ^влечет по этому единст венному большаку». Окончив четыре класса деревенской шко лы, Николай Илларионович учился в школе колхозной молодежи, что за двадцать ки лометров от родного дом а, а потом — в пе дагогическом техникуме в районном город ке. Три года учительствовал в сельской школе. К этому времени и относятся его первые печатные поэтические опыты, от ко торых, как он сам признается, после редак тирования ничего, кроме фамилии автора, не осталось. П ризванный в 1939 году в армию, моло дой солдат служил на Д альнем Востоке. Неспокойно тогда чувствовал себя мир, история готовила для нашего народа небы валые, ж есточайшие испытания. И вот гря нула Великая Отечественная... Фронт... В армейских газетах изредка появляются сти хи мало кому известного командира понтон ного взвода лейтенанта Николая Колесни кова, наводившего переправы от Волги до Днепра... Лежит она, шинельная судьбина, мои мечты весенние поправ, по блиндажам, в окопной вязкой глине, на минном поле, возле переправ. А серый шлях спешит, бежит, сутулясь. Сейчас и мы пойдем в его пыли туда, где тучи дыма протянулись, где наши и не наши полегли. («Последний привал», 1942 год. Юго-Западный фронт) Т яж елое ранение надолго вывело из строя молодого поэта-воина: Пятый м есяц одна надо мной тишина, пятый м есяц — не ж изнь и не смерть. Пятый месяц подряд — только стены палат да бессон ны х ночей круговерть. («Эвакогоспиталь 995», 1944 г.) ...Более десятка книг написал Николай П еревалов ко дню сегодняшнему. В них есть и строки «из пожелтевших блокнотов» сороковых годов, и стихи, созданные го раздо позднее, но тож е опаленные войной. Под отдельными стихотворениями, которые зрелый уж е поэт решился, наконец, «обна родовать» в своих книгах «На туманных лугах» (Москва, «Сов. Россия», 1969) и «Судьба моя» (Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1972), поставлены даты, подобные та кой: «1943 год, Ю го-Западный фронт». Сти хи эти не всегда поэтически совершенны, безыскусны, но причастность их автора к подвигам и суровому быту войны делает стихотворные строки достоверными, вы страданными, ж гущимися. ...После войны Николай Перевалов при езж ает в Сибирь, оканчивает здесь учитель ский институт, некоторое время ведет пре подавательскую работу сначала в Петров- ске-Забайкальском , а затем в Новосибирске. И одновременно учится в Литературном ин ституте имени А. М. Горького. Публикация большой поэмы в «толстом» литературно худож ественном ж урнале, выход первого сборника убеж даю т Н. П еревалова в том, что подлинное его призвание — поэзия. Так литература становится его профессией... Лирический герой первых сборников Н. П еревалова «Светлые дали» (1951) и «Стихи» (1 9 5 4 )— человек созидательного труда — нарисован, как правило, востор ж енно-радужными красками. Искренняя приязнь, откровенное любование героем, человеком волевым, напористым, обуслов ливаю т высокую патетику лирических обоб щений, романтическую приподнятость тона стихов. Вот перед нами, к примеру, «юноша лет двадцати», смело шагающий «в одуряющий зной» степей и пустынь, чтобы вздохнула облегченно тоскующ ая земля, разродившись «впервые за тысячи лет» обильным и т а ким нужным людям урож аем . Автор нахо дит слова и образы точные и запоминаю щиеся, чтобы передать все напряж ение борь бы со стихиями природы; стихотворение проникнуто пафосом преодоления трудно стей ради достижения великой цели: Человек запыленный устал По дороге печатать следы. Вся земля как горячий металл. Нет ни тени, ни капли воды. Порыжевш ей щетиной стоит То, что было недавно травой. — Пить! — какая-то птица кричит. Камнем падая вниз головой. («По великому плану»), В другом стихотворении мы видим изы скателя, прокладывающ его первые тропы в дремучую тайгу:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2