Сибирские огни, 1974, №5

Я разверну газету в тишине — За екеаном воют о войне. Опять заною т раны фронтовые. В семнадцать лет доставш иеся мне. Ну, тут уж «не убавить, не прибавить»: конечно же, он — из того поколения, что выросло и возмуж ало в тяжкую годину Великой Отечественной... И з поколения М. Луконина и С. Н аровчатова, А. Межиро- ва и "С. Гудзенко, С. Орлова и А. Недого- нова, Л . Решетникова и Ю. Гордиенко... Биография будущего поэта, как и тысяч его сверстников, родившихся вскоре после Октября, склады валась поначалу неспешно и вроде бы обычно... Родился Николай Илларионович П ерева­ лов в 1918 году в деревне Больш ая Шабан- ка Кировской области в большой крестьян­ ской семье. «Наш край,— вспоминает поэт,— со всех сторон окруж ен лесами да болотами. На полях там и тут м аячат оди­ нокие старые березы. Бывало, забереш ься в детстве на самую высокую из них и смот­ ришь вдаль: что ж е там, за этими темными лесами? Ничего. Снова леса и леса, да не­ ясным пятном в просвете белеет высокий берег Вятки, где, как говорили мне стар­ шие, стоит М алмыж , наш районный город. С той стороны шла до нас и тут обрывалась единственная больш ая проселочная дорога. Но бескрайними казались мне тогда родные поля, огромным — тот мирок, по которому прошли мои первые тропинки. И невдомек было мальчонке, что где-то леж ит другой, еще не открытый ( мир, который когда-ни­ будь зах вати т и ^влечет по этому единст­ венному большаку». Окончив четыре класса деревенской шко­ лы, Николай Илларионович учился в школе колхозной молодежи, что за двадцать ки­ лометров от родного дом а, а потом — в пе­ дагогическом техникуме в районном город­ ке. Три года учительствовал в сельской школе. К этому времени и относятся его первые печатные поэтические опыты, от ко­ торых, как он сам признается, после редак­ тирования ничего, кроме фамилии автора, не осталось. П ризванный в 1939 году в армию, моло­ дой солдат служил на Д альнем Востоке. Неспокойно тогда чувствовал себя мир, история готовила для нашего народа небы­ валые, ж есточайшие испытания. И вот гря­ нула Великая Отечественная... Фронт... В армейских газетах изредка появляются сти­ хи мало кому известного командира понтон­ ного взвода лейтенанта Николая Колесни­ кова, наводившего переправы от Волги до Днепра... Лежит она, шинельная судьбина, мои мечты весенние поправ, по блиндажам, в окопной вязкой глине, на минном поле, возле переправ. А серый шлях спешит, бежит, сутулясь. Сейчас и мы пойдем в его пыли туда, где тучи дыма протянулись, где наши и не наши полегли. («Последний привал», 1942 год. Юго-Западный фронт) Т яж елое ранение надолго вывело из строя молодого поэта-воина: Пятый м есяц одна надо мной тишина, пятый м есяц — не ж изнь и не смерть. Пятый месяц подряд — только стены палат да бессон ны х ночей круговерть. («Эвакогоспиталь 995», 1944 г.) ...Более десятка книг написал Николай П еревалов ко дню сегодняшнему. В них есть и строки «из пожелтевших блокнотов» сороковых годов, и стихи, созданные го­ раздо позднее, но тож е опаленные войной. Под отдельными стихотворениями, которые зрелый уж е поэт решился, наконец, «обна­ родовать» в своих книгах «На туманных лугах» (Москва, «Сов. Россия», 1969) и «Судьба моя» (Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1972), поставлены даты, подобные та­ кой: «1943 год, Ю го-Западный фронт». Сти­ хи эти не всегда поэтически совершенны, безыскусны, но причастность их автора к подвигам и суровому быту войны делает стихотворные строки достоверными, вы­ страданными, ж гущимися. ...После войны Николай Перевалов при­ езж ает в Сибирь, оканчивает здесь учитель­ ский институт, некоторое время ведет пре­ подавательскую работу сначала в Петров- ске-Забайкальском , а затем в Новосибирске. И одновременно учится в Литературном ин­ ституте имени А. М. Горького. Публикация большой поэмы в «толстом» литературно­ худож ественном ж урнале, выход первого сборника убеж даю т Н. П еревалова в том, что подлинное его призвание — поэзия. Так литература становится его профессией... Лирический герой первых сборников Н. П еревалова «Светлые дали» (1951) и «Стихи» (1 9 5 4 )— человек созидательного труда — нарисован, как правило, востор­ ж енно-радужными красками. Искренняя приязнь, откровенное любование героем, человеком волевым, напористым, обуслов­ ливаю т высокую патетику лирических обоб­ щений, романтическую приподнятость тона стихов. Вот перед нами, к примеру, «юноша лет двадцати», смело шагающий «в одуряющий зной» степей и пустынь, чтобы вздохнула облегченно тоскующ ая земля, разродившись «впервые за тысячи лет» обильным и т а ­ ким нужным людям урож аем . Автор нахо­ дит слова и образы точные и запоминаю ­ щиеся, чтобы передать все напряж ение борь­ бы со стихиями природы; стихотворение проникнуто пафосом преодоления трудно­ стей ради достижения великой цели: Человек запыленный устал По дороге печатать следы. Вся земля как горячий металл. Нет ни тени, ни капли воды. Порыжевш ей щетиной стоит То, что было недавно травой. — Пить! — какая-то птица кричит. Камнем падая вниз головой. («По великому плану»), В другом стихотворении мы видим изы­ скателя, прокладывающ его первые тропы в дремучую тайгу:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2