Сибирские огни, 1974, №5

Критика и библиография В. Коржев «В СВОЙ ТРУДНЫЙ МИР СПЕШУ...» (О ПОЭ ЗИИ НИКОЛАЯ ПЕРЕВАЛОВА ) В 1949 году ж урнал «Сибирские огни» опубликовал поэму Николая Колесникова «В сельской школе». Через два года эта ж е поэма в значительно расширенном и дора­ ботанном виде вместе с дюжиной отдель­ ных стихов вышла в сборнике «Светлые дали». Но автором книги был уже Николай Перевалов. Нетрудно догадаться, что за время, прошедшее между первой ж урналь­ ной публикацией и первой книгой, автор успел «обзавестись» собственным литера­ турным псевдонимом. Однако ни та, ни другая фамилия не значились в «поэтиче­ ских рубриках» тех лет и мало что говори­ ли читателю. Д а и само произведение, ко­ торым поэт дебютировал, нельзя было на­ звать в строгом смысле слова «поэмой». Это был, скорее, цикл довольно растянутых стихотворных зарисовок, объединенных об­ щей темой, сформулированной в заголовке, да главной героиней — молодой учительни­ цей, «вчерашней ученицей» средней школы: «ей приказом районо в первый класс на­ чальной школы назначение дано». П ож а­ луй, только этот образ и был нарисован более или менее интересно. Высокий душ ев­ ный настрой Риммы Хрусталевой, ее иск­ реннее ж елание самоотверженно и честно служить народу, как говорили прежде, «на ниве просвещения»,— убеж дали и подкупа­ ли читателя жизненностью, правдивостью такого характера. Люди, подобные Римме Хрусталевой, во все времена вызывали глу­ бокую симпатию простых тружеников, пе­ редовой общественности, ибо по натуре своей были они энтузиастами, романтика­ ми, подвижниками, борцами... Борцами?.. Но героине поэмы, по существу, бороться было не с кем и не за что,— в слишком уж безмятежные жизненные условия и обсто­ ятельства, в очень уж благостную, абсо­ лютно бесконфликтную (Общественную сре­ ду она была «вписана» автором. При всем том, однако, природная худо­ ж ественная одаренность поэта не вы зывала сомнений, — она бросалась в глаза то ем ­ кой и крепко сбитой стихотворной строфой, то тонкой образной деталью , чувствовалась в умении подметить психологические оттен­ ки и нюансы, ощущалась в живописных пейзажных зарисовках и колоритных быто­ вых сценках. Известный сибирский поэт Илья Андрее­ вич Мухачев, прочитавший поэму в рукопи­ си, отметил, что «стишок» у Н. Колеснико- ва-П еревалова «хоть и сыроват и шершав еще, а живой и ладный» и что из начинаю ­ щего поэта «будет толк». А. И. Смердов вспоминает, что и «впоследствии Илья Анд­ реевич как-то по-своему, по-мухачевски сдерж анно и ласково выделял Колесникова из среды тогдашней нашей поэтической мо­ лодежи» (цит. по: Александр Смердов. «Пойми меня, стихи читая, друг...». П реди­ словие к книге Н. Перевалова «Как начи­ налась любовь...». Новосибирское кн. изд., 1962, стр. 8). Как видно из этих высказываний, стар­ шие товарищи по поэтическому цеху в на­ чале 50-х годов считали Н. П еревалова еще молодым и начинающим писателем. Однако это не совсем так. Д авай те посмотрим, с каким ж е жизнен­ ным и нравственным «багажом» вступал он в литературу. Когда-то, много позже, в годы шестиде­ сятые, Н. Перевалов писал:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2