Сибирские огни, 1974, №5
Критика и библиография В. Коржев «В СВОЙ ТРУДНЫЙ МИР СПЕШУ...» (О ПОЭ ЗИИ НИКОЛАЯ ПЕРЕВАЛОВА ) В 1949 году ж урнал «Сибирские огни» опубликовал поэму Николая Колесникова «В сельской школе». Через два года эта ж е поэма в значительно расширенном и дора ботанном виде вместе с дюжиной отдель ных стихов вышла в сборнике «Светлые дали». Но автором книги был уже Николай Перевалов. Нетрудно догадаться, что за время, прошедшее между первой ж урналь ной публикацией и первой книгой, автор успел «обзавестись» собственным литера турным псевдонимом. Однако ни та, ни другая фамилия не значились в «поэтиче ских рубриках» тех лет и мало что говори ли читателю. Д а и само произведение, ко торым поэт дебютировал, нельзя было на звать в строгом смысле слова «поэмой». Это был, скорее, цикл довольно растянутых стихотворных зарисовок, объединенных об щей темой, сформулированной в заголовке, да главной героиней — молодой учительни цей, «вчерашней ученицей» средней школы: «ей приказом районо в первый класс на чальной школы назначение дано». П ож а луй, только этот образ и был нарисован более или менее интересно. Высокий душ ев ный настрой Риммы Хрусталевой, ее иск реннее ж елание самоотверженно и честно служить народу, как говорили прежде, «на ниве просвещения»,— убеж дали и подкупа ли читателя жизненностью, правдивостью такого характера. Люди, подобные Римме Хрусталевой, во все времена вызывали глу бокую симпатию простых тружеников, пе редовой общественности, ибо по натуре своей были они энтузиастами, романтика ми, подвижниками, борцами... Борцами?.. Но героине поэмы, по существу, бороться было не с кем и не за что,— в слишком уж безмятежные жизненные условия и обсто ятельства, в очень уж благостную, абсо лютно бесконфликтную (Общественную сре ду она была «вписана» автором. При всем том, однако, природная худо ж ественная одаренность поэта не вы зывала сомнений, — она бросалась в глаза то ем кой и крепко сбитой стихотворной строфой, то тонкой образной деталью , чувствовалась в умении подметить психологические оттен ки и нюансы, ощущалась в живописных пейзажных зарисовках и колоритных быто вых сценках. Известный сибирский поэт Илья Андрее вич Мухачев, прочитавший поэму в рукопи си, отметил, что «стишок» у Н. Колеснико- ва-П еревалова «хоть и сыроват и шершав еще, а живой и ладный» и что из начинаю щего поэта «будет толк». А. И. Смердов вспоминает, что и «впоследствии Илья Анд реевич как-то по-своему, по-мухачевски сдерж анно и ласково выделял Колесникова из среды тогдашней нашей поэтической мо лодежи» (цит. по: Александр Смердов. «Пойми меня, стихи читая, друг...». П реди словие к книге Н. Перевалова «Как начи налась любовь...». Новосибирское кн. изд., 1962, стр. 8). Как видно из этих высказываний, стар шие товарищи по поэтическому цеху в на чале 50-х годов считали Н. П еревалова еще молодым и начинающим писателем. Однако это не совсем так. Д авай те посмотрим, с каким ж е жизнен ным и нравственным «багажом» вступал он в литературу. Когда-то, много позже, в годы шестиде сятые, Н. Перевалов писал:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2